Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
12.12.2025

Производители продуктов обещают увеличить цены для сетей вслед за повышением НДС

Производители ряда продуктов питания пытаются переложить намеченное с начала 2026 года повышение НДС с 20% до 22% на ритейлеров. Они предупредили сети об увеличении закупочных цен на свою продукцию. Отказ от этих условий может привести к аннулированию действующих контрактов. Ритейлеры нашли свой способ борьбы с такими угрозами: они увеличивают на полках долю товаров собственных торговых марок (СТМ), что позволяет постепенно снижать зависимость от сторонних производителей.

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо «Орими Трэйд» (производитель чая Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», кофе Jardin и «Жокей») и «Лотте КФ Рус» (выпускает кондитерские изделия под брендами Choco Pie, Amante, Chic Choc) розничным сетям о повышении отпускных цен на свою продукцию с 1 января 2026 года. Повышение аргументируется тем, что с нового года для производителей повысится НДС с 20% до 22%. Конкретный уровень повышения закупочных цен компании не указывают, но уведомляют сети «быть готовыми к этому». Повышение НДС не коснется лишь товаров первой необходимости, облагаемых сейчас по ставке 10%,— это, например, мясо, молоко, овощи, яйца, медицинские и детские товары и книги.

В Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (объединяет крупных ритейлеров) и сети «Лента» от комментариев отказались. В «Магните», Metro, «Азбуке вкуса», X5 («Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») и «Вкусвилле» не ответили на запрос “Ъ”.

Аналогичные письма сетям также направили «Хлебпром» (Mirel, «Русская нива», Dr. Korner, Jr. Korner, Bakerton), «Кофейный дом "Хорсъ"» (Egoiste), и «Торговый дом "Кухня без границ"» («Биг ланч» и «Вот это да»), сообщает «Фонтанка».

Издание отмечает, что заказы, сделанные в 2025 году по ставке 20%, в следующем году могут не доехать до сетей: поставщики предупредили об их аннулировании, если ритейлеры откажутся принять их условия.

Впрочем, глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров недавно заявлял, что увеличение ставки НДС до 22% не является основанием для одностороннего повышения цен по контрактам, срок исполнения которых не завершен.

Поставщики могут повысить закупочные цены на 2—3%, но на первом этапе это получится не у всех компаний, а у тех, кто производит продукцию категорий «фреш» и «ультрафреш», считает управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. У таких производителей издержки растут динамичнее, чем у других, поясняет он. Но ритейлеры в долгосрочных контрактах, в том числе по поставкам скоропортящейся продукции, как правило, записывают отказ соглашаться на повышение закупочных цен, если они увеличиваются более чем на 5%, добавляет эксперт.

С начала 2025 года драйвером роста цен продуктов обычно было подорожание исходного сырья. Так, кондитерские изделия подорожали на 30—40% из-за роста стоимости какао-продуктов на мировых рынках (см. “Ъ” от 25 августа). Повышение цен коснулось и другого сырья, связанного с кондитерскими изделиями, например, производимого из пальмового или кокосового масла вафельного жира — на 48,1% (см. “Ъ” от 23 сентября).

В условиях ухудшения рыночной ситуации ритейлеры лишены возможности транслировать увеличение закупочных цен и растущие свои издержки в стоимость товара на полке, а население переходит к сберегательной модели потребления, сокращая траты, в том числе и на продукты питания, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Однако в целом существенных сложностей с критическим падением спроса в большинстве категорий возникнуть не должно, за исключением табачных изделий, считает господин Бурмистров.

Сетям становится выгоднее развивать собственные и эксклюзивные торговые марки, что позволяет ритейлерам сдерживать рост издержек и не сокращать зависимость от сторонних производителей, говорит Алексей Ванчугов. Сейчас доля СТМ в крупнейших сетях составляет около 20—30% от всего оборота, подсчитали в Infoline. Для некоторых ритейлеров эта категория является основной: так, по итогам 2024 года, по данным аналитиков, в выручке «Вкусвилла» товары СТМ составляли около 95%.

Источник: Коммерсант
Просмотры: сегодня: 125, всего: 125

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность