Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
05.04.2024
«Мултон Партнерс» заплатил ?3 млрд акциза за сладкие напитки

Производитель соков и газировки «Добрый», который раньше выпускал в России Coca-Cola, обеспечил больше трети всех сборов от введенного в 2023 году акциза на сладкие напитки. Но поступления от него оказались ниже прогноза Минфина.

Компания «Мултон Партнерс», на заводах которой раньше выпускалась в России газировка Coca-Cola и которая сейчас производит напитки под брендом «Добрый», раскрыла свои расходы на введенный в 2023 году акциз на сахаросодержащие напитки.

Этот налог впервые был введен с 1 июля 2023 года, а для организаций малого и среднего бизнеса начал действовать с 1 октября прошлого года. Из материалов бухгалтерской отчетности ООО «Мултон Партнерс» следует, что в 2023 году подавляющее большинство товарной номенклатуры, которую компания производила и продавала в России, подлежало обложению акцизом. Его сумма у «Мултон Партнес» за отчетный период составила 3,1 млрд руб.

В целом доходы государства от нового акциза за 2023 год составили 8,3 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе Минфина. Из них 7,2 млрд руб. принесли поступления от сахаросодержащих напитков, которые производились в России, еще 1,1 млрд руб. дали напитки, которые ввозились в страну из-за рубежа. Исходя из этого, на долю «Мултон Партнерс» пришлось больше трети — около 37% — всех доходов бюджета от акциза за сладкие напитки в 2023 году. В «Мултон Партнерс» от комментариев отказались.

Поступления от налога оказались меньше, чем ожидал Минфин осенью прошлого года. По прогнозам министерства, доходы бюджета в 2023 году могли составить 10,4 млрд руб., а в 2024—2026 годах — по 25 млрд руб. в год.

Зачем сладкую газировку обложили акцизом

Закон об акцизе на сахаросодержащие напитки президент Владимир Путин подписал в ноябре 2022 года. С 1 июля 2023 года таким налогом в размере 7 руб. за литр обложили безалкогольные напитки с содержанием сахара или других подсластителей более 5 г на 100 мл. Соки, морсы, молочная и алкогольная продукция, а также некоторые другие продукты из-под действия акциза были выведены.

Введение акциза на сладкие напитки инициировало правительство — по замыслу чиновников средства от него должны пойти на борьбу с сахарным диабетом. За счет этих акцизов власти первоначально рассчитывали получать в год около 35 млрд руб. дополнительных доходов федерального бюджета.

Вопрос об акцизе для газировки обсуждался еще с 2016 года: тогда Минфин предлагал обложить налогом сладкие напитки в размере 5 руб. за литр. По расчетам ведомства, это позволило бы увеличить поступления в бюджет в 2017 году на 25 млрд руб., в 2018-м — на 27 млрд руб., в 2019-м — на 28 млрд руб. Но тогда от идеи отказались, чтобы не создавать нагрузку на индустрию напитков в период низкой рентабельности производства. Позднее компании предупреждали о риске обвала рынка на треть из-за акциза на сладкие напитки, а Минсельхоз опасался роста цен на газировку после введения налога. Тем не менее к идее вернулись в 2022 году: в сентябре Минфин заложил поступления от акциза на сладкие напитки в доходы бюджета на 2023—2025 годы. Производители предупреждали, что цены на безалкогольные напитки с августа 2023 года могут вырасти на 10—20% из-за подорожания импортных ингредиентов и введения акциза на сахар. Но в Минсельхозе тогда заверили, что информации о повышении цен на безалкогольные напитки не поступало.

Текущий уровень поступлений от акциза на сахаросодержащие безалкогольные напитки может быть связан с несколькими факторами, говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Максим Новиков. Во-первых, производство напитков имеет определенную цикличность в течение года, а акциз был собран не за весь календарный год, так как налог начал взиматься только с июля 2023 года. Во-вторых, индустрия напитков, основываясь на исследовании Аналитического центра при правительстве, еще в 2021 году предупреждала, что итоговая сумма сборов может не соответствовать планируемому уровню и отличаться в меньшую сторону, напоминает Новиков.

«В качестве одной из ключевых целей введения акциза было обозначено снижение потребления сахара через категорию безалкогольных напитков», — говорит президент Союзнапитков. В результате, по его словам, в 2023 году производители в соответствии с концепцией снижения калорийности безалкогольных напитков выводили на рынок продукты с пониженной калорийностью или безкалорийные. Тренд на изменение состава газировки, в частности снижение количества сахара и использование сахарозаменителей, отмечали и другие участники рынка, а с таких напитков закон не предусматривает сбор акциза.

Как «Добрый» заменил Coca-Cola

До 2022 года самыми популярными и узнаваемыми у россиян сладкими напитками были бренды крупнейших мировых производителей — американских The Coca-Cola Company и PepsiCo (на их долю, по данным «Агроэкспорта», приходится, соответственно, 44,1 и 18,4% мирового рынка сладкой газировки). Бренд Coca-Cola, по данным исследовательской компании Ipsos на начало 2022 года, знали 94,3% потребителей безалкогольных газированных напитков в возрасте старше 16 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек. В пятерку самых узнаваемых входили также Fanta — ее знали 93% потребителей, 7UP (91%), Pepsi (88,5%) и Mirinda (83,6%).

Но после начала специальной военной операции на Украине в 2022 году западные компании решили отказаться от производства и продаж в России своих глобальных брендов газировки. Российские заводы, которые производили напитки Coca-Cola, еще в марте 2022 года перестали получать сироп, необходимый для производства фирменной газировки. В августе владелец этих заводов — боттлер Coca-Cola HBC (то есть производитель, уполномоченный выпускать напитки под товарными знаками The Coca?Cola Company) — предупредил, что, когда складские запасы напитков закончатся, компания больше не будет производить и продавать их в России, а сосредоточится на выпуске напитков локальных брендов соков — «Добрый», Rich, «Моя cемья».

В июле 2022 года российское подразделение Coca-Cola HBC (ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») сменило название на ООО «Мултон Партнерс» и перешло на выпуск аналога Coca-Cola — напитка «Добрый кола». Сама компания по-прежнему принадлежит голландской «Кока-Кола Эйчбиси Холдингс Би.Ви.», входящей в глобальную группу Coca-Cola Hellenic, сказано в бухгалтерской отчетности компании. Выручка ООО «Мултон Партнерс» по итогам 2023 года выросла на 7% год к году, до 77,3 млрд руб. (72,3 млрд в 2022 году). Чистая прибыль составила 10,2 млрд руб., что в четыре раза больше, чем в 2022 году (2,2 млрд руб.).

PepsiCo также в 2022 году прекратила производство и продажу на российском рынке напитков Pepsi, 7Up, Mirinda. Вместо них компания запустила на российском рынке газировку Evervess и Frustyle, а также расширила линейку напитков марки «Русский дар», под которой традиционно выпускала в России квас. Место ушедших иностранных брендов активно начали занимать и новые марки газировки как российских, так и иностранных производителей. В числе крупнейших производителей сладких газированных напитков в России в 2022 году, по данным «Агроэкспорта», был «Мултон», «Аквалайф» (марка «Напитки из Черноголовки») и «Очаково» (бренды газировки Cool Cola, Street, Fancy).

«Мултон» в отличие от российского подразделения PepsiCo смог быстро восстановить позиции на рынке сладких напитков. Уже в январе—феврале 2023 года бренд «Добрый Cola» обошел оригинальную Coca-Cola по доле продаж в России. По итогам 2023 года бренд «Добрый» вошел в число десяти наиболее популярных у россиян брендов товаров повседневного спроса (FMCG), по данным NTech. Так, «Добрый» стал лидером в категории сладких газированных напитков, обогнав «Черноголовку» и Cool Cola.

Импортные Coca-Cola и PepsiCo в рейтинг топ-50 брендов по продажам товаров повседневного спроса (FMCG) в январе—августе 2023 года не вошли, указывала исследовательская компания NielsenIQ. Газировка под этими марками по-прежнему есть в продаже в российских магазинах, но завозится из других стран, поэтому объемы продаж уменьшились, а стоимость напитка выросла.

Где пьют больше всего сладкой газировки

Основная страна-потребитель сладких газированных напитков — США: на ее долю в 2022 году приходилось 19,8% всего мирового потребления по данной категории, приводил оценки «Агроэкспорт». В первую пятерку стран по потреблению также входят Мексика (ее доля 8,5%), Китай (6,3%), Бразилия (5,7%) и Германия (3,3%).

В России потребление сладких газированных напитков росло с 2017 по 2021 год. Пик был достигнут в 2021 году в пандемию — тогда потребление газировки составило 33,6 л на человека в год, что на 3,3% больше, чем годом ранее. В 2022 году потребление на душу населения сократилось до 32,7 л на человека в год, указывал «Агроэкспорт».

Источник: РосБизнесКонсалтинг


Вернуться к списку новостей

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность