Спрос на рыбные консервы падает как минимум пять последних лет. А за последний год (по март 2025 года включительно) консервы стали единственной категорией рыбной полки, продажи которой не выросли, а снизились (на 8%). Подходящей для консервов рыбы становится все меньше, а фальсификата - все больше. К тому же когда-то рыбные консервы были в магазинах одним из немногих вариантов еды, которую можно было купить и сразу съесть. А сейчас выбор готовых блюд огромен.
Всего за пять лет продажи рыбных консервов в натуральном выражении упали на 23%. При этом снижение происходит в пользу других категорий, которые наращивают долю продаж - это сельдь, охлажденные морепродукты, рыбные спреды и пасты, замороженные рыбные полуфабрикаты. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) и аналитической компании "Нильсен" (есть у "РГ").
Впрочем, несмотря на снижение доли консервов, они все еще остаются главным товаром в "рыбной корзине" россиян. В топ-3 самых популярных рыбных товаров входят консервы (24%), сельдь (21,5%), охлажденные морепродукты (17,4%), включая сурими (крабовые палочки).
Снижение спроса на консервы отражается и в динамике производства: за минувшие пять лет выпуск консервов в России снизился на 6%, до 199,6 тыс. тонн в 2024 году, говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев. Дело в том, что сокращается (в силу природных факторов) ресурсная база для консервации, объясняет он. Той же сайры, которая многие десятилетия была "хитом" советской и постсоветской консервной полки, в прошлом году в России добыли всего 1 тыс. тонн. Тогда как в лучшие годы добывали 120 тыс. тонн, и практические все шло на консервы. Снижаются выловы трески - снижается выпуск печени трески. Со скумбрией та же проблема. А рекордные уловы иваси не конвертируются в консервы, потому что иваси - слишком жирная рыба, и отечественные переработчики используют только крупную рыбу и только для пресервов, а розница совсем по-другому относится к пресервам: они капризнее в хранении и доставке.
Зверев считает, что сокращение спроса на консервы происходит не только из-за изменения потребительских предпочтений и повышенного интереса к охлажденной рыбе (хотя это глобальный тренд, особенно проявляющийся в сегменте крабов и морепродуктов).
"Спрос на премиальность - а именно это лежит в основе учащения покупок охлажденной рыбы - не уничтожает спрос на консервы. Мы видим, как в Европе и США растет (не гигантскими темпами, но растет) спрос на консервы. Некоторые виды бесспорно качественных и бесспорно премиальных консервов стали маленьким гастрономическим праздником для семьи", - отмечает эксперт.
Но в России "консервы превратились в символ некачественной и зачастую фальсифицированной продукции", считает Зверев. И именно это убивает спрос. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт также неоднократно указывал на большую долю фальсификата в рыбных консервах - чаще всего дорогую рыбу подменяют дешевой.
Тем не менее, Зверев верит, что "у консервов есть будущее". В том числе он надеется, что исправить ситуацию с фальсификатом поможет маркировка, которая вводится в стране поэтапно с 1 сентября 2024 года.
Управляющий партнер агентства Agro and Food Communications Илья Березнюк в числе причин снижения спроса на рыбные консервы называет также существенно возросшие цены. Это вынуждает потребителей искать альтернативу в виде тех же мясных аналогов. Кроме того, Березнюк считает, что продажи рыбных консервов падают из-за смены поколений и конкуренции с бурно развивающимся сегментом готовой еды. Это раньше в магазинах, кроме банки кильки, из готовой еды, по сути, ничего больше не было. А сейчас, откликаясь на запрос молодого поколения, торговые сети и общепит активно расширяют ассортимент готовых блюд на любой вкус и кошелек. И банка кильки в таком разнообразии - точно не самый очевидный выбор.