Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ОБЪЯВЛЕНИЯ        ПОИСК     
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
01.08.2024

Два года без Coca-Cola: как изменились цены на популярную газировку

Спустя два года после прекращения в России производства брендов Coca-Cola и Pepsi подобные им напитки подорожали. На цены повлиял акциз на сладкие напитки и инфляция, а также более дорогие импортные продукты.

В июне 2024 года средняя цена газированных напитков со вкусом колы в российской рознице выросла на 11% к уровню прошлого года — до 146 руб. за бутылку (исходя из возможных объемов от 0,3 до 1,5 л). По сравнению с первым летним месяцем 2022-го, когда в продаже еще были остатки выпущенных в России мировых брендов Coca-Cola и Pepsi, кола подорожала еще заметнее — на 21%. Тогда бутылка газировки в среднем стоила 113 руб.

Изменение цен на самую популярную категорию сладкой газировки у потребителей оценили по просьбе РБК аналитики ресурса «Чек Индекс», крупнейшего оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (учитывает чеки более чем с 1,1 млн онлайн-касс). В топ-покупок июня этого года, по данным аналитиков, входили напитки в пластиковых бутылках объемом 0,5 и 1,5 л, а также в жестяных банках объемом 0,3 л.

В несетевых магазинах, которые активно замещали больше не выпускающиеся в России напитки Coca-Cola и Pepsi импортом, самым популярным у потребителей оказался формат колы объемом 0,5 л, отметили в IT-компании «Эвотор» (охватывает около 60% в несетевой торговле по России). В июне стоимость самого популярного у потребителей формата — 0,5 л — выросла почти на 14% год к году — до 82 руб. При этом 1 л колы в несетевой рознице в июне 2024 года подорожал на 11% к прошлому году — до 109 руб. Меньше всего выросли в цене двухлитровые бутылки колы — всего на 6% к прошлому году, до 178 руб. Больше всего цена выросла на баночки колы объемом 0,33 л — почти на 18% к прошлому году. В июне их стоимость в несетевой рознице составила 79 руб.

При этом прошлым летом напитки со вкусом колы в несетевой рознице, наоборот, дешевели. Так, в июне 2023-го бутылка колы наиболее популярного объема 0,5 л в среднем стоила 72 руб. — на 10% меньше, чем в начале лета 2022 года, следует из данных «Эвотора». По словам аналитиков, это связано с тем, что после ухода международного бренда Coca-Cola из России на рынке стали появляться напитки, замещающие классическую колу в низком ценовом сегменте.

Увеличение трат потребителей на напитки со вкусом колы зафиксировала и исследовательская компания NielsenIQ: по ее данным, в январе—июне 2024 года их продажи в денежном выражении выросли на 21%. В натуральных объемах россияне при этом купили лишь на 5% больше колы, чем год назад.

Как изменился рынок после ухода Coca-Cola и Pepsi

До 2022 года самыми популярными и узнаваемыми у россиян сладкими напитками были бренды крупнейших мировых производителей — американских The Coca-Cola Company и PepsiCo (на их долю, по данным федерального центра «Агроэкспорт», приходилось 44,1 и 18,4% мирового рынка сладкой газировки). В России два года назад бренд Coca-Cola чаще всего пили 48,5% потребителей безалкогольных напитков старше 16 лет в крупных городах, оценивала исследовательская компания Ipsos. На втором месте была Pepsi, которую выбирали 22,9% потребителей газировки. В пятерку наиболее часто потребляемых также входили «Напитки из Черноголовки», Fanta и Schweppes.

После начала специальной военной операции на Украине The Coca-Cola Company и PepsiCo и их боттлеры ограничили работу в России, объявив о прекращении производства в стране мировых брендов газировки. Российские заводы, которые производили Coca-Cola, перестали получать необходимый для нее сироп еще в марте 2022 года — в апреле ее выпуск прекратился, но в продажу еще несколько месяцев продолжали поступать складские запасы. В июле 2022 года российское подразделение Coca-Cola HBC, сменившее название на «Мултон Партнерс», начало выпускать аналог Coca-Cola — напиток «Добрый кола». PepsiCo, прекратившая производство и продажу в России Pepsi, 7Up, Mirinda, запустила газировки Evervess и Frustyle, а также расширила линейку напитков марки «Русский дар».

Уход с рынка крупнейших международных брендов привел к буму замещения как аналогами от российских производителей, так и иностранными. Уже летом 2022 года ассортимент колы в магазинах стал больше, чем был до санкций. Наряду с аналогами популярной газировки в рознице стали появляться и товары, полностью имитирующие оригинальную Coca-Cola.

Впрочем, в лидеры продаж очень скоро вышел прямой преемник бренда Coca-Cola в России — марка «Добрый», которая выпускается на тех же заводах. К осени 2023 года доля продаж «Доброго», по данным NielsenIQ, была больше, чем у оригинальной Coca-Cola за 2021 год.

Среди лидеров продаж остались и сама оригинальная Coca-Cola и Pepsi, которые теперь завозятся из других стран: в магазинах и точках общественного питания появилась продукция из Германии, Польши, Великобритании и других стран. Спустя год после ухода мировых брендов Coca-Cola осталась самым узнаваемым брендом газировки у россиян. В 2023 году, по данным Ipsos, ее знали 88,6% потребителей. В пятерку самых узнаваемых также входили Fanta (85,6%), 7UP (84,8%), Pepsi (74,4%) и Mirinda (72,7%).

Почему подорожала кола

Одной из главных причин увеличения стоимости популярной газировки президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков называет введение акциза на сахаросодержащие напитки. Часть производителей, чтобы избежать убыточности, ожидаемо перенесли затраты на акциз в стоимость продукции. «Часть компаний выпускает колу с пониженным содержанием сахара и не попадает под акцизное регулирование. Но использование отдельных видов сахарозаменителей более затратно, чем сахара, что все равно привело к увеличению затрат, которые в итоге отразились на стоимости готовой продукции», — объяснил эксперт. С тем, что рост цен на колу вызван вводом акциза на сладкие напитки, согласен и гендиректор московского пиво-безалкогольного комбината «Очаково» Юрий Антонов. В пресс-службе «Мултон Партнерс» и российского подразделения PepsiCo отказались от комментариев.

Для чего вводили акциз

Акциз на сладкую газировку был введен в России с 1 июля 2023 года. Налогом 7 руб. за литр облагаются безалкогольные напитки с содержанием сахара или других подсластителей более 5 г на 100 мл (исключение — соки, морсы, молочная продукция).

По замыслу властей, средства от налога на сладкие напитки должны пойти на борьбу с сахарным диабетом. Первоначально за счет акциза рассчитывали получать в год около 35 млрд руб. За неполный 2023 год акциз принес государству 8,3 млрд руб. (из них 7,2 млрд руб. заплатили отечественные производители, остальное — импортеры). На долю преемника Coca-Cola в России — «Мултон Партнерс» пришлось больше трети — около 37% — всех доходов бюджета от акциза.

Помимо акциза, по словам Новикова, некоторое влияние оказала маркировка безалкогольных напитков, введенная с 1 июня 2024 года. «Покупка оборудования, технологий и оплата самих кодов полностью легла на плечи производителей. Так, каждая компания встала перед выбором: транслировать эти затраты в стоимость продукции или вычесть эти средства из прибыли компании и скорректировать свои инвестиционные планы», — объясняет Новиков. Но замгендиректора ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов, напротив, считает, что рост цен на газировку в июне не связан с маркировкой. «Напитки начали маркироваться в декабре прошлого года, влияние на цены могло произойти тогда, но его не произошло, что видно как из данных производителей, так и из официальной статистики», — отметил Юсупов. По его словам, ни в одной из 17 маркируемых товарных групп маркировка не привела к повышению цен. Подорожание газированных напитков может быть связано с изменившейся логистикой, ростом стоимости сырья и введением акциза на сахаросодержащие напитки.

На стоимости напитков в этом году отразились и растущие издержки производителей и ретейла, а также инфляция, отмечают в «Чек Индексе». Согласно данным Минэкономразвития на 22 июля, инфляция в годовом выражении составила 9,18%.

Кроме того, на средние цены повлияло и увеличение доступности в стране более дорогой импортной колы, говорит источник РБК на рынке ретейла. Средняя цена зарубежной колы составляет 200 руб. (исходя из возможных объемов от 0,3 до 1,5 л) — с ростом доли импортного напитка растет и медианная цена по всей категории.

Как изменился спрос

Кола — самая популярная у россиян категория сладкой газировки. В 2023 году российская семья в среднем покупала почти 25 л напитков со вкусом колы, свидетельствуют данные исследовательской компании GfK (отслеживает покупки более 20 тыс. российских домохозяйств). На долю колы приходилось более половины всего потребления безалкогольных газированных напитков — оно составляло 45 л на семью.

Потребление напитков со вкусом колы в 2024 году растет по сравнению с прошлым, но оно все еще ниже, чем в 2022 году, следует из данных GfK. Так, в первом квартале 2024 года 43% российских семей покупали напитки со вкусом колы. В 2022 году их покупали 45,4%, домохозяйств, но уход крупнейших международных брендов и трансформация рынка привели к снижению доли потребителей в 2023 году до 41,7% домохозяйств.

Источник: РБК
Просмотры: сегодня: 1, всего: 1268

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность