Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
10.04.2023

Почему бананы подорожали вдвое

Весной ассортимент овощей и фруктов на прилавках не радует: почти все невкусно и дорого. Статистика показывает снижение цен на продовольствие, но обычные покупатели этого не замечают. "Прайм" разбирался, почему из привычных весенних фруктов (яблок, апельсинов и бананов) доступными этой весной оказались свекла и морковь.

Два года назад лидером весенне-летнего роста цен стала именно морковка. Даже на Прямой линии с президентом россияне спрашивали: почему бананы стоят 70 рублей, а родной корнеплод — аж 140? Далее шли яйца и курятина: эти продукты подорожали тогда из-за птичьего гриппа, ведь хозяйствам приходилось уничтожать поголовье.

Весной 2022 года цены повышались на все, в особенности на импорт: в последнюю неделю февраля курс доллара (как основной валюты) подскочил до 120 рублей, поставки товаров в Россию из-за санкций также оказались под угрозой. В результате все заметно подорожало.

Этой весной ценовой разбег начали огурцы и помидоры, следом почти в два раза подорожали бананы, баклажаны, зелень и чеснок. Стоит отметить, что большая часть из этих товаров — импорт (ну не растут у нас бананы, даже в Сочи им для вызревания не хватает двух градусов тепла!). Другие товары у нас можно вырастить в теплицах, но это будет или сильно дороже, или негативно скажется на вкусе. Однако: ну не в два же раза!

ВЫСОКАЯ БАЗА

Впрочем, после скачка цены начали несколько снижаться, и этот процесс продолжится. Прежде всего, за счет эффекта высокой базы статистика цен весной 2023 года гарантированно покажет снижение: сравнение идет с предыдущим годом, март-апрель которого показал пик инфляции из-за санкций и логистических сбоев. Сейчас производители, продавцы и покупатели уже адаптировались, поэтому рост к "высокой базе" весны 2022 года не вызывает сильных колебаний. В целом какие-то продукты даже дешевеют, если сравнивать с пиком цен прошлого года.

Другой вопрос — восприятие цен конкретным покупателем. С точки зрения психологии, если человек привык ориентироваться на "красные цены", то даже переход на обычную стоимость акционного товара уже воспринимается как удорожание. Простой пример: если вы привыкли покупать бананы в соседнем магазине по акции за 60 рублей, то ценник в 120 рублей — явный признак того, что фрукт подорожал вдвое. Потом цена может стать ниже, но в восприятии покупателя останется именно тот скачок от самого дешевого до самого дорогого.

БАНАНОВЫЙ РАЙ

Но вернемся к нашим бананам: что же с ними случилось? Обычный неурожай, пояснила агентству доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Мария Долгова.

"С начала текущего года бананы подорожали на 23 процента, причем только за март на 4,93 процента. По данным Всемирного банка, опубликованным в марте, мировые цены на бананы в Европе в феврале выросли на девять процентов относительно декабря", — отметила она.

Ассоциация маркетинга и экспорта бананов Эквадора в февральском отчете сообщала, что урожай в стране гораздо хуже, чем в последние три года. Только в январе производство сократилось на 8 процентов относительно запланированного уровня. В Эквадоре выращивается порядка 90 процентов всех бананов в мире, поэтому неурожай — главная причина роста мирового цен на этот фрукт.

Также цена растет из-за перестройки и усложнения логистических потоков: раньше большая часть поставок осуществлялись через Хельсинки, сейчас идет другими путями. Долгова отметила, что повышение затрат на перевозку связано с остановкой рейсов в нашу страну двух крупнейших эквадорских перевозчиков бананов. Фрукты стали возить мелкими судами, что обходится дороже в расчете на единицу продукции.

Для цен на бананы в России характерна выраженная сезонность, напоминает главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. В первые и последние месяцы года они обычно дорожают. "В предыдущие годы рост цен за первый квартал составлял десять-двадцать процентов. В этом году, по данным Росстата, с 1 января по 27 марта цена на бананы выросла почти на 25 процентов. Безусловно, сказываются ослабление рубля, усложнение логистики, однако этот продукт дорожает не только в России", — отметила специалист.

ПОД ЧЕСНОЧНЫМ СОУСОМ

Но удорожание коснулось не только экзотики, которую везут из тропиков. По данным Росстата на 27 марта лидерами по росту цен были лук репчатый (75 процентов с начала года и 3,78 процента к февралю); помидоры свежие (65 и 17 процентов соответственно); морковь (25,5 и один процент); свекла (15,5 и —0,4 процента), приводит цифры Долгова.

Доцент РЭУ подчеркнула, что сезонные овощи традиционно дорожают весной. Это объясняется сокращением запасов отечественного урожая в овощехранилищах и более высокими затратами на хранение (из-за сроков), сортировку и переборку овощей.

Еще одна причина — увеличение доли импортных продуктов даже в традиционных для России сегментах. Так, чеснок в последнее время на 75 процентов стал импортным, и покупатели жалуются на его удорожание. А цены на импорт зависит от очень большого количества факторов. Это себестоимость и экспортные пошлины в странах-производителях, затраты на логистику и хранение, валютные курсы. Экономист отметила, что рост цен на энергоносители и удобрения затронул аграриев во всех странах мира.

ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ДЕШЕВЛЕ

При этом сейчас мы наблюдаем не только рост цен на овощи и фрукты, но и снижение. Согласно данным Росстата, по сравнению с февралем снизились цены на огурцы свежие (- 24,14 процента), картофель (-3,7 процента), капусту белокочанную свежую (- 2,1 процента) и свеклу свежую (- 0,4 процента).

"В марте происходила коррекция цен на продукты, которые сильно подорожали в январе-феврале: огурцы, картофель и свеклу. Но они все равно дороже, чем в начале января", — объяснила Ващелюк.

В целом удешевление овощей и фруктов продолжится — на руку этому процессу играет сезонность. Как правило, цены снижаются по мере вызревания и появления в продаже свежего урожая. Однако более или менее ощутимым для наших кошельков это станет не раньше июля-августа, когда прилавки заполнят отечественные яблоки, морковь и кабачки.

Источник: Прайм
Просмотры: сегодня: 1, всего: 625

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность