Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ОБЪЯВЛЕНИЯ        ПОИСК     
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
28.12.2018
Сможет ли Россия накормить всю планету

Российское сельское хозяйство, больше других отраслей выигравшее от политики контрсанкций, в 2018 году было поставлено перед новой амбициозной задачей — за пять-шесть лет экспорт продукции должен удвоиться, достигнув $45 млрд. Первые лица государства уже заговорили о планах накормить всю планету. Но кроме обычных сложностей выхода на новые рынки, особенно в условиях конфликта Москвы с Западом, для этого есть другое серьезное препятствие. Импортозамещение, сработавшее в готовой продукции, буксует на фундаментальном уровне. Технологии, на базе которых растет российский АПК, остаются в основном иностранными, а отечественная продукция проигрывает конкурентам.

laquo;Мы решили основные задачи по продовольственной безопасности. Нашей стране самим небом, как принято говорить, предназначено кормить всю планету» — так в начале декабря премьер Дмитрий Медведев рисовал потенциал российского АПК. Фраза «кормить всю планету» в различных формах зазвучала с мая 2018 года. Тогда президент Владимир Путин поручил правительству к 2024 году удвоить объемы экспорта несырьевых неэнергетических товаров до $250 млрд. Поставки только сельхозпродукции должны вырасти до $45 млрд (около $21 млрд в 2017 году). В том, что на пути к достижению цели будут сложности, сомнений нет. Более того, рискну предположить, что выполнить указ президента в срок просто невозможно.

Российское продовольствие за вычетом зерна и растительного масла находится в довольно стесненных условиях на иностранных рынках. Объем экспорта мяса птицы, к примеру, в арабские страны незначителен, не превышает десятков тысяч тонн. Не дремлют и конкуренты: мировой рынок мяса птицы прочно держит Бразилия. Процесс же получения разрешений на экспорт в новые страны идет крайне медленно.

Не первый год основные надежды чиновников и бизнеса связаны с Китаем. В ноябре после нескольких лет упорных переговоров РФ удалось согласовать поставки КНР замороженного мяса птицы и молочной продукции, но до полного открытия страны далеко. Российские производители с нетерпением ждут разрешения на экспорт свинины, закладывая под это серьезные средства. Только группа «Русагро» Вадима Мошковича планирует вложить в это около 28 млрд руб. С КНР в этом году связывали свои надежды и производители сои с Дальнего Востока. Из-за торговых войн Вашингтона и Пекина Китай летом отказался от импорта бобов из США, РФ надеялась воспользоваться моментом и в сезоне, закончившемся в сентябре 2018 года, увеличила экспорт сои в Китай в 2,5 раза, до рекордных 0,8 млн тонн. Но для КНР это всего лишь около 1% импорта. А под конец года Вашингтон и Пекин объявили перемирие: российской сое снова придется подвинуться.

Наращивать экспорт России мешает не только глобальная политика и сложности с открытием новых рынков. Ключевая проблема в том, что российские продукты не только по-прежнему во многом уступают иностранным конкурентам, но и серьезно нуждаются в иностранных поставщиках.

Об импортозамещении в отрасли рассуждают как о свершившемся факте. В конце концов в 2019 году исполнится пять лет, как Россия обходится без западных сыров и колбас, чиновникам и бизнесу хочется говорить об успехах. В стране вроде научились делать сыры, которые иногда даже можно отличить друг от друга по вкусу. Но производятся они на зарубежном оборудовании, под контролем иностранных специалистов и нередко из импортного сырья. Птицеводы вынуждены закупать существенную часть составляющих кормов за границей. «Мираторгу», который хочет стать пионером в отечественном овцеводстве, пришлось завозить ягнят из Австралии, а крупнейший производитель лосося и форели «Русская аквакультура» получает мальков в Норвегии. Прекрасно понимая ситуацию, ФАС перед одобрением сделки между немецким концерном Bayer и американской Monsanto потребовала поделиться технологиями в области селекции. Зарубежная агрохимия, средства защиты растений — все это во многом обеспечивает производство большей части продукции, в том числе зерна, главной статьи аграрного экспорта страны.

Развитие селекции и агротехнологий — сложный и затратный процесс, требующий серьезных научных знаний и не обещающий быстрой отдачи вложений. Неудивительно, что желающих вкладывать деньги в такие проекты сейчас в России фактически нет. Возможно, в такой ситуации еще не стоит рапортовать о решении задачи продовольственной безопасности. И не рано ли страна, которая по факту во многом кормит себя при поддержке импорта, задумалась о том, как завалить своей продукцией всю планету?



Вернуться к списку новостей

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность