Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
13.12.2016

Администрация Ленобласти теперь заявляет о своей заинтересованности в общественной экспертизе назначаемых санитарных рубок леса

Администрация Ленинградской области, ранее занимавшая непримиримую позицию по отношению к критиковавшей ее за необоснованные и чрезвычайно опасные для леса санитарные рубки общественности, теперь заявляет о своей заинтересованности в общественной экспертизе назначаемых санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Пока непонятно, что конкретно это значит: то ли в свете новых требований законодательства к назначению и проведению санрубок областная администрация осознала бесперспективность своего старого подхода, то ли у нее появилась какая-то своя "общественность", специально подготовленная и уполномоченная для этой самой экспертизы. С учетом прошлого опыта, второй вариант кажется пока более вероятным, но и первый тоже возможен.

Напомним суть проблемы. В течение длительного времени региональные власти Ленинградской области максимально способствовали развитию в своем регионе перерабатывающих предприятий лесного сектора - что было бы очень хорошо, если бы, во-первых, основывалось на реальных оценках имеющихся лесных ресурсов, и во-вторых, замещало бы экспорт наиболее ценной необработанной древесины, а не дополняло его. Несбалансированное развитие лесопользования и лесовыращивания (с абсолютным господством первого) в течение многих десятилетий, развитие перерабатывающих предприятий без учета реальной доступности лесных ресурсов, и большие объемы экспорта необработанной древесины привели к ситуации, при которой обеспечить потребность лесопереработчиков и лесоэкспортеров в хозяйственно ценной древесины полностью законными и неразрушительными для леса способами оказалось невозможно. Формально расчетная лесосека (разрешенный годовой объем заготовки древесины - 8932,9 тысяч кубометров, согласно Лесному плану) все еще превышает фактический годовой объем учтенных рубок (6384,1 тыс. кбм в 2015 году, или 7002,6 тыс. кбм в год в среднем за последние пять лет согласно ЕМИСС) - но лесопользователям в основном нужна хвойная древесина, а доля хвойного хозяйства составляет в расчетной лесосеке лишь 41% (3674,5 тыс. кбм). Спрос на наиболее ценную хвойную древесину резко вырос в 2015-2016 годах в связи с обрушением рубля, сделавшим экспорт лесной продукции, особенно сырьевой, особенно выгодным делом.

В этой ситуации лесопользователи и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области нашли способ, позволяющий быстро увеличить объемы заготовки хвойной древесины: проведение массовых санитарных рубок, преимущественно сплошных. Реальная необходимость в проведении санрубок на весьма значительных площадях была: хищническое "промежуточное пользование" лесом на протяжении последней четверти века (интенсивная выборка хозяйственно ценной древесины под видом "ухода" и "выборочных санрубок"), особенно на Карельском перешейке, привело к значительному ухудшению санитарного состояния лесов, местами к началу их распада. Большой вклад в ухудшение состояния лесов внесло повреждение лесов ураганными ветрами, а также строительство новой трассы Санкт-Петербург - Сортавала и нескольких других крупных инфраструктурных объектов без соблюдения достаточных мер санитарной безопасности. Все это вместе взятое, в сочетании с подходящими погодными условиями, привело к нарастанию численности короеда-типографа, и к значительным масштабам усыхания и распада лесов, особенно ельников.

Однако, лесные власти и лесопользователи Ленинградской области использовали бедственное санитарное состояние лесов региона лишь как повод к резкому увеличению объемов лесопользования за счет санитарных рубок. Во многих случаях рубки назначались и проводились так, чтобы прихватить как можно больше хозяйственно ценного леса, в том числе вполне живого и устойчивого, причем без учета устойчивости образующихся стен леса и жизненного цикла вредителей. Это не улучшило, а ухудшило состояние лесов, причем ухудшило значительно. В попытке заготовить как можно больше хозяйственно ценной древесины, лесопользователи начали отводить санитарные рубки в том числе в границах проектируемых особо охраняемых природных территорий и на особо важных в рекреационном отношении участках, в особенности на Карельском перешейке - что вызвало уже очень серьезные протесты со стороны как местных жителей, так и природоохранных организаций. Попытки природоохранников найти мирное и конструктивное решение проблемы успехом не увенчались: Комитет по природным ресурсам не пошел ни на какое сотрудничество, а Рослесхоз, сначала вроде бы решивший вмешаться в ситуацию, показал лишь свое полное бессилие. Следственные действия, связанные с необоснованными санитарными рубками, затянулись - и пока совершенно непонятно, когда и чем они закончатся.

Тем не менее, ситуация с санрубками в Ленинградской области не сможет и дальше оставаться прежней. Во-первых, 1 октября 2016 года вступили в силу поправки к Лесному кодексу РФ, внесенные федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов", существенно изменившие требования к назначению и проведению санрубок. Как эти требования будут работать на практике - пока не совсем ясно из-за неготовности ряда нормативных правовых актов, но проводить санрубки тайком, без размещения информации о них в открытом доступе, теперь будет нельзя. Во-вторых, 6 декабря 2016 года WWF России и Гринпис России опубликовали совместное заявление о необходимости особенно тщательной проверки законности заготавливаемой при санитарно-оздоровительных мероприятиях древесины - и это заявление, вместе дополнительной информацией об обнаруживаемых при санрубках нарушениях действующего законодательства, будет влиять на действия ответственных потребителей лесной продукции. В-третьих, правоохранительные органы все-таки продолжают расследование действий ряда должностных лиц, причастных к необоснованному назначению и проведению санрубок в защитных лесах Ленинградской области, и во вполне обозримом будущем это должно чем-то кончиться. В-четвертых, у инициативных местных жителей, которым не нравятся разрушительные необоснованные санрубки в местах их жительства или отдыха, уже есть опыт взаимодействия с органами власти и лесопользователями по поводу этих рубок, и хорошее понимание того, кто за этими рубками стоит, почему они проводятся, и что в них неправильно.

С учетом всего этого, властям Ленинградской области, в частности губернатору А.Ю.Дрозденко, лучше бы сейчас не пытаться создать "чучело общественности" для имитации общественной экспертизы назначаемых санрубок, а прислушаться к мнению местных жителей и природоохранных организаций, и навести реальный порядок в системе назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Правда, пока органами управления лесами (Комитетом по природным ресурсам и ЛОГКУ "Ленобллес") руководят люди, лично сделавшие многое для развития нынешней ситуации и для раздувания конфликта между властью и общественностью по вопросу о санрубках - Е.Л.Андреев и С.И.Селезнев - навести этот порядок вряд ли будет возможно.

http://www.lesonline.ru/n/53E3A
Источник: Лес Он-Лайн
Просмотры: сегодня: 1, всего: 92

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность