Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
30.08.2021

Участники молочной отрасли жалуются на высокие наценки ритейлеров

В молочной отрасли жалуются на то, что цены на промышленные товары, электроэнергию, горюче-смазочные материалы, строительные материалы, оборудование продолжают расти. Это неизбежно сказывается на росте себестоимости пищевых продуктов и влияет на уровень будущих затрат, когда приобретаемые материальные запасы будут вовлекаться в производственные процессы. Ситуация усугубляется большими наценками в федеральных сетях, утверждают в Молочном союзе России. В ФАС России заявили, что уже занимаются жалобой молокопроизводителей на торговые сети. Подробности — в материале «Известий»

ФАС проверяет наценки на молоко

Информация о наценках [на молочную продукцию в федеральных торговых сетях], изложенная в письме Молочного союза России, поступившем в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), будет внимательно изучена, и в случае выявления признаков нарушения действующего законодательства ФАС России примет меры реагирования. Об этом «Известиям» сообщила заместитель начальника управления общественных связей ФАС РФ Вера Старикова-Разборова.

В ведомстве напомнили, что в настоящий момент в рамках антикартельных проверок ФАС России осуществляет оценку ценообразования у крупнейших розничных сетей, а также изучает причины возможного необоснованного повышения цен.

— Окончательные выводы о наличии либо отсутствии в действиях проверяемых лиц нарушения антимонопольного законодательства будут сделаны ведомством по итогам проверочных мероприятий, а также анализа всей полученной ФАС России информации, — сказала Вера Старикова-Разборова. — В случае наличия в действиях проверяемых лиц нарушения запретов, установленных законом о защите конкуренции, будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Как стало известно, Молочный союз России обратился в правительство РФ и Федеральную антимонопольную службу с просьбой принять меры в связи с высокими наценками на молочную продукцию в федеральных торговых сетях. Существование такого документа подтвердила «Известиям» директор союза Людмила Маницкая.

— Главное в проблемах с продажами — у сетей очень высокие наценки, — сказала Людмила Маницкая. — Конечно, вмешательство в рынок недопустимо, но что касается сетей, то именно так нужно поступить. Самая высокая накрутка идет на продукты, на производство которых требуется большое количество молока. Это, к примеру, сыр, масло, сметана. Жалобы на то, что у федеральных сетей высокие наценки, поступают в союз от производителей со всей России.

По словам заместителя директора Молочного союза России по экономике Александра Рыбина, в структуре отпускных розничных цен торговых сетей огромный удельный вес занимает наценка ритейлера, которая достигает по разным оценкам 50–150%.

— Такое положение вызывает неприятие и озабоченность по всей производственной цепочке, от молочного животноводства, через переработку, к конечному потребителю, — говорит Александр Рыбин. — Фактически происходит изъятие основной массы доходов из производства и переработки, вынужденное перераспределение их в сферу обращения и торговли в конечном итоге за счет покупателя.

По его мнению, такая «ситуация препятствует удовлетворению потребностей населения в молочной продукции, отстающих от научно обоснованных норм потребления, и серьезно ограничивает финансовую результативность и источники развития предприятий молочной промышленности».

Самые большие сложности

mdash; В настоящее время к росту себестоимости молочной продукции приводит прежде всего увеличение цен на высокобелковые или протеиновые корма, которые формируют уже до 50% себестоимости при сбалансированном рационе коров, — рассказал «Известиям» директор по связям с общественностью и госорганами Союзмолоко Мария Жебит. — Росту себестоимости также способствуют девальвация рубля, продолжающееся удорожание минеральных удобрений, инфляционные процессы.

В результате, по ее словам, молочная отрасль сталкивается с резким снижением доходности как в производстве, так и в переработке. Себестоимость выросла резко — в производстве на 18%, в переработке на 6–8%, уверяют в Союзмолоко.

По словам Марии Жебит, производители рассчитывают на поддержку со стороны государства, чтобы избежать негативных последствий для рынка. Союзмолоко сейчас активно работает с Минсельхозом России для купирования этих рисков. Так, в этом году не только сохранились все меры поддержки сектора, но и проработаны новые направления — выделены капексы переработчикам, расширены направления кредитования, введен льготный лизинг.

— Со своей стороны считаем, что адресная продовольственная помощь могла бы повысить спрос и покупательскую способность незащищенных слоев населения, — говорят в Союзмолоко. — Кроме того, если говорить о возможных дополнительных мерах господдержки производителей, то можно было бы увеличить средства, выделенные на субсидию на 1 л товарного молока. Этот инструмент всегда отлично поддерживает фермеров в трудные времена.

В пресс-службе Минсельхоза не успели прокомментировать «Известиям» ситуацию в молочной отрасли. «Известия» направили запросы в Союз независимых сетей, Национальную ассоциацию сетевой торговли, Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), в крупные торговые сети, а также ряду отечественных производителей молочной продукции.

Какие сложности у «молочников»

laquo;У нас достаточно ресурсов, чтобы не было сложностей с ценами»
Председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович — о планах по созданию резервных фондов и интеграции в союз новых членов
Предприятия молочной промышленности сегодня находятся в очень сложном положении. Текущие изменения в АПК приводят к тому, что прибыль производителей существенно снижается, для многих — в разы, и они вынуждены работать с рентабельностью буквально в 1–3%, объяснили «Известиям» в компании «Текарт», специализирующейся на маркетинговых исследованиях.

Причин такой ситуации несколько. Нет положительной динамики с молоком-сырьем, поголовье крупного рогатого скота продолжает сокращаться, надои немного увеличиваются за счет применения более эффективных кормов и технологий, но лишь в некоторых регионах и это не снимает проблему с дефицитом сырья. Далее дефицит сырья приводит к росту закупочных цен на сырое молоко, существенно растет стоимость упаковки, многие российские производители исторически используют оборудование Tetra Pak, которое работает только с «родной» упаковкой. По словам экспертов, трудности усугубляются ростом стоимости оборудования и запчастей — ведь многое используемое оборудование импортное, а аналогов в РФ нет.

Помимо прочего, растет стоимость перевозок, энергоносителей, ужесточаются требования регуляторов, что приводит к дополнительным расходам.

— Также дополнительную нагрузку создает вводимая маркировка молочной продукции, несмотря на то, что на рынке практически нет фальсификата и уже работает система «Меркурий», — говорит ведущий аналитик «Текарт» Евгения Пармухина. — Требования к новой маркировке требуют от производителей дополнительных инвестиций, дополнительно увеличивают себестоимость продукции. Производители вынуждены тратить деньги на DataMatrix, тогда как ритейл не обязан его использовать. Всё вышеперечисленное приводит к росту себестоимости на всех этапах.

Подобный взгляд в бизнес-сообществе действительно распространен. Однако не все с ним согласны — ряд опрошенных экспертов полагает, что маркировка молочных товаров пока несильно повлияла на цены, хотя для небольших предприятий это может стать серьезным препятствием в развитии. Внедрение системы требует временных и финансовых затрат, которые небольшие фирмы позволить себе не могут, даже несмотря на компенсации и льготы со стороны государства: Минсельхоз обещал производителям частичное возмещение прямых затрат и льготное кредитование.

По данным Росстата, стоимость сливочного масла увеличились на 0,07% на второй неделе августа по сравнению с неделей ранее, жирный творог — на 0,02%. Некоторые товары, напротив, подешевели, например, сухие детские молочные смеси — на 0,19%, сметана — на 0,03%, стерилизованное цельное молоко — на 0,2%. Сычужные мягкие и твердые сыры, на которые с 1 июня введена маркировка, по сравнению с июлем выросли в цене только на 0,02%. Сыры с начала года подорожали менее чем на 2%, больший рост демонстрирует стерилизованное молоко (на 2,2%), маркировка на которое не распространяется.

Эконом-сегмента не касается?


Между тем заместитель руководителя практики управленческого консалтинга группы «Деловой профиль» Александра Шнипова отмечает, что всё же необходимо различать группы товаров премиум- и эконом-сегментов, так как влияние на эти сегменты указанные тенденции имеют совершенно разное. Так, значительная наценка существует в премиальном сегменте, некоторые виды продукции покупатели приобретают по цене, иногда в два раза превышающей цену производителя.

— Здесь также важно отметить, что, согласно опросу представителей молочной отрасли, набирает обороты тенденция по [использованию] СТМ (собственных торговых марок) в федеральных сетях, где качественных производителей вытесняют производители с фальсификатом и значительно большими объемами, — говорит Александра Шнипова. — При этом стоимость продукции под собственной торговой маркой, в том числе и молочных товаров, может кратно отличаться от расценок отраслевых производителей.

По словам экспертов, из-за ситуации в молочной отрасли рядовые потребители могут столкнуться в будущем не с проблемой повышения цен, а с проблемой выбора. Формирование и производство продукции зачастую осуществляется не самыми дорогими производителями, снижение себестоимости производства неизбежно сказывается на качестве конечного продукта. По цене конкурировать с таким товаром у качественных молокопроизводителей возможности нет, разве что работать в убыток.

В настоящее время, заверили в Союзмолоко, цены на молочные продукты на полке выросли лишь на 3–4%.

— Ограниченный спрос и сокращение реальных располагаемых доходов населения не позволяют перекладывать растущие издержки на плечи потребителей, — говорят в Союзмолоко. — Это создает риски для доходности и инвестиционной привлекательности сектора. Вот почему часть производителей может переориентироваться на выпуск более бюджетных традиционных продуктов, другая часть будет активнее рассматривать экспортные возможности.

И всё же проблемы в отрасли, похоже, бьют и по качеству потребительской продукции. По словам экспертов Лаборатории микробиологии молока и молочных продуктов СибНИИС ФГБНУ ФАНЦА, в последнее время качество молочной продукции (сыров, кисломолочных напитков) снизилось. «Отдельно необходимо отметить снижение качества пробиотических продуктов (снижение количества бифидобактерий, лактобактерий)», — заключили в лаборатории, отметив, что для получения полной картины необходимо проведение широкомасштабных анализов молочной продукции.

Источник: iz.ru
Просмотры: сегодня: 1, всего: 5694

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность