Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ОБЪЯВЛЕНИЯ        ПОИСК     
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
18.11.2022

Две трети россиян оказались не готовы экономить на алкоголе

Алкоголь вошел в десятку товаров и услуг повседневного спроса, на которых россияне экономили в третьем квартале 2022 года, выяснила NielsenIQ. Но сокращать траты на спиртное потребители готовы меньше, чем на одежду и развлечения.

Алкоголь оказался на последнем месте среди топ-10 товаров и услуг, на которых потребители экономили в июле—сентябре 2022 года, следует из презентации NielsenIQ о ключевых трендах рынка товаров повседневного спроса (FMCG), с которой ознакомился РБК.

Как считает NielsenIQ

Исследование ключевых трендов покупательского поведения «Индекс потребительского оптимизма» NielsenIQ проводит ежеквартально. В онлайн-опросе принимает участие около 1 тыс. респондентов, выборка включает в себя мужчин и женщин в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в городах с населением более 1 млн человек.

Основной статьей экономии потребителей, по данным опроса NielsenIQ, стала покупка одежды: в третьем квартале 2022 года на этом экономили 71% респондентов. Еще 66% экономят на развлечениях вне дома, а 65% — на питании в общепите. Об экономии на потреблении алкоголя сообщили 36% покупателей.

Три основные сферы экономии по сравнению с июлем—сентябрем 2021 года не изменились, но аналитики пришли к выводу, что в целом россияне стали в этом году больше экономить. В третьем квартале прошлого года доля тех, кто сокращал траты на покупку одежды, составляла 66% опрошенных, на развлечениях вне дома экономили 63%, а на питании вне дома — 56%.

Вопрос о сокращении трат на алкоголь появился в опросе только ко второму кварталу 2022 года на фоне серьезной трансформации на рынке с точки зрения ассортимента и покупательской активности, поэтому возможности сравнить динамику с прошлым годом нет, уточняют в NielsenIQ. Но по итогам третьего квартала 2022 года в категории виден тренд на нарастание экономии: доля потребителей, сокращавших расходы на спиртное в июле—сентябре, выросла по сравнению с предыдущим кварталом на 5 процентных пунктов (с 31 до 36%).

«Большинство потребителей стремятся сократить свои расходы, и даже при улучшении экономической ситуации до 30% респондентов продолжат экономить на многих статьях расходов», — прогнозируют аналитики NielsenIQ. Так, например, они ожидают, что у 29% россиян сохранится привычка экономить на питании вне дома, у 28% — на развлечениях вне дома. Расходы на одежду при улучшении экономической ситуации продолжат сокращать четверть потребителей, а на алкоголь — лишь 17%.

Сколько алкоголя пьют в России

С 2008 по 2021 год россияне стали употреблять почти на 43% меньше спиртного, сообщал в сентябре этого года Минздрав. По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, если в 2008 году потребление алкоголя составляло в среднем 15,7 л на душу населения в год, то в 2021 году — 9 л. В конце октября Мурашко уточнил, что только в 2021 году потребление спиртного упало с 9,4 л на душу населения до 9,1 л, но показатель все еще находится на высоком уровне.

Данные опроса NielsenIQ в Минздраве комментировать не стали.

Почему на одежде готовы экономить больше, чем на спиртном

Одежда, крупные покупки и путешествия не являются предметами первой необходимости в отличие, например, от продуктов или оплаты проживания, поэтому логично, что на их покупке люди экономят в первую очередь, поясняет президент Baon Илья Ярошенко.

Алкоголь и продукты питания стали единственными категориями товаров FMCG, которые показали рост продаж в натуральных объемах в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, следует из данных NielsenIQ. При этом динамика роста продаж спиртных напитков в штуках даже опережала продовольствие: у алкоголя прирост продаж составил 4,2%, тогда как у продуктов питания — 1,2%. Для сравнения: объемы продаж одежды и обуви в январе—июне этого года в штуках сократились на 25—30% относительно того же периода прошлого года, снизилось и число покупок на рынке автомобилей, бытовой техники и электроники, товаров для дома и ремонта (DIY), табака, бытовой химии и товаров личной гигиены.

Динамика продаж алкоголя уже не первый год опережает покупки продуктов питания — это долгосрочный тренд, отмечают в NielsenIQ. Но темпы роста алкогольных категорий постепенно замедляются: если в первой половине года они показывали позитивную динамику, то уже в третьем квартале 2022 года продажи алкогольной индустрии снизились в натуральных объемах на 1,3% к аналогичному периоду годом ранее. Замедление аналитики связывают с общим желанием потребителей больше экономить в этом году на фоне сокращения доходов. На решение о покупках влияют в первую очередь ценовая доступность и промоакции, причем такая стратегия экономии распространяется не только на покупку алкоголя, но и на базовые категории, например молоко, яйца и сметану.

Люди начинают экономить на алкоголе «в последнюю очередь», потому что он относится к категории «остросоциальных потребительских продуктов» более чем для 70% взрослого населения России, считает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Эксперт фиксирует рост потребления относительно прошлого года, не приводя конкретных цифр. Увеличение динамики продаж алкоголя в натуральном выражении Дробиз не связал с уходом иностранных производителей из России после начала военной спецоперации на Украине: среди факторов роста спроса на спиртное эксперт отмечает социально-экономический кризис, стресс на фоне боевых действий и то, что «население меньше выезжает за рубеж и в основном потребляет алкоголь в России». Употребление спиртного вне зависимости от его ценового сегмента позволяет прийти к определенному психоэмоциональному состоянию, поэтому экономить на нем потребители могут с финансовой точки зрения, но «количественной экономии не бывает», рассуждает Дробиз. «Алкоголь воспринимается как антидепрессант, поэтому его потребление увеличивается», — резюмирует Дробиз.

Куда пропадает популярный виски

После начала спецоперации на Украине из России ушли такие крупные производители алкоголя, как британская Diageo (выпускает виски Johnnie Walker и White Horse, ром Captain Morgan, пиво Guinness, водку Smirnoff и ликер Baileys) и американская Brown-Forman (виски Jack Daniel`s, водка Finlandia, джин Fords Gin), в начале ноября поставки в Россию прекратил производитель ликера Jägermeister. В ответ Минпромторг в начале ноября одобрил ввоз в Россию без разрешения правообладателей по параллельному импорту около 40 алкогольных брендов, в основном виски.

По словам руководителя экспертной группы «Винного гида России» Артура Саркисяна, алкоголь зачастую становится для людей «отдушиной» и способом отвлечься в стрессовых ситуациях, поэтому во время кризисов потребление растет, в особенности крепких напитков. «Сколько тратить на алкоголь, потребитель, конечно, решает, исходя из собственного достатка, но культура питья значительно изменилась в последние годы: появилась мода на здоровый образ жизни и на вино, поэтому даже старшее поколение постепенно переключается на него. Если раньше люди не разбирались в напитках, сегодня это меняется, и они не готовы переключаться на более дешевый алкоголь, который может оказаться не только невкусным, но и некачественным», — объясняет эксперт.

Потребители не отказываются от алкоголя ради экономии, но сейчас фактор цены вышел на первый план, и в покупках идет перераспределение в более низкую ценовую группу, в частности по вину, возражает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. «Если говорить об экономии в направлении вин, стоит помнить, что в отличие от крепких напитков это не брендовая категория и потребителю легко двигаться от одной марки к другой. Если человек предпочитает каберне совиньон, он продолжит его покупать, но из более дешевых регионов», — объясняет эксперт.

Почему экономят на развлечениях

Экономия потребителей на развлечениях, которую зафиксировала NielsenIQ, может быть связана не столько с падением спроса, сколько с длительным отсутствием предложения, предполагает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. «Огромная часть» зрелищных мероприятий и исполнительской индустрии в целом, по словам эксперта, была представлена зарубежными звездами, которые отменили свои выступления после начала спецоперации на Украине, так же поступили и некоторые из ведущих отечественных гастролеров. По той же причине были отменены крупные фестивали, хэдлайнерами которых выступали иностранные артисты. Кроме того, на динамику также влияют и настроения в обществе: многие россияне считают, что сейчас «не время для развлечений», а в определенных возрастных категориях до сих пор сохраняются опасения по поводу коронавируса, добавляет Сафронов.

Еще в марте доля концертов иностранных артистов от всех выступлений, на которые продаются билеты, опустилась ниже 1%, а в сентябре после объявления в России частичной мобилизации организаторы отменили и перенесли больше сотни концертов за неделю. Крупнейшие американские кинокомпании после начала спецоперации отказались выпускать в российский прокат свои премьеры, обеспечивавшие кинотеатрам большую часть кассовых сборов: к августу, по информации Ассоциации владельцев кинотеатров, 41% из 5,7 тыс. кинозалов в России был закрыт.

Источник: РБК
Просмотры: сегодня: 2, всего: 1060

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность