Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
11.10.2022

Минфин оценил доходы бюджета от ужесточения табачного законодательства в ₽100 млрд

Минфин рассчитывает на дополнительные ₽100 млрд в бюджет 2023-го за счет нового подхода к регулированию табачной отрасли. Но с учетом неясных сроков его введения влияние на доходы бюджета ограниченно.

Во внесенном в Госдуму проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024—2025 годов появилась дополнительная статья дохода — «повышение собираемости и улучшение администрирования акцизов на табачную продукцию». Правительство рассчитывает, что в 2023 году бюджетные доходы по ней составят 100 млрд руб. — это увеличит общий объем поступлений от табачных акцизов почти до 751 млрд руб. Госдума рассмотрит проект федерального бюджета в первом чтении 26 октября.

В пресс-службе Минфина РБК пояснили, что дополнительные налоговые доходы дадут меры, заложенные в разработанном министерством законопроекте о госрегулировании табачной отрасли. Предложения по ужесточению регулирования производства и оборота продукции в табачной отрасли Минфин разработал в прошлом году, а в июне 2022 года проект отраслевого закона был внесен в правительство.

Минфин считает, что из-за наличия у табачной отрасли нескольких регуляторов (ее курируют, в частности, Минсельхоз, Минздрав России, МВД России, Роспотребнадзор, ФНС России и ФТС России), а также разрозненного нормативно-правового регулирования на рынке почти отсутствуют «действенные механизмы контроля» за производством и оборотом табачной продукции. Это, в свою очередь, ведет к увеличению нелегального производства и оборота сигарет и никотинсодержащей продукции, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В качестве модели регулирования министерство предлагает использование «налаженной системы госрегулирования и контроля алкогольного рынка».

Основные требования подготовленного Минфином законопроекта предусматривают получение лицензий участниками оборота для следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенной табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья; оптовая торговля табачной и никотинсодержащей продукцией, а также их сырьем; производство, хранение и поставки произведенных сигар. На розничную торговлю табачной продукцией получение лицензии не потребуется.

Также производители будут обязаны регистрировать основное оборудование для производства табачных изделий и сырья. Если оно не используется, оно должно быть законсервировано.

Учет объема производства и оборота продукции, согласно документу, должен производиться с использованием государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (национальная система маркировки «Честный знак»).

Документ предусматривает также запрет на продажу табачных изделий не в потребительской упаковке и обязательное наличие сопроводительных документов и маркировки при обороте никотинсодержащей продукции.

Все меры, предлагаемые законопроектом, как уточнили в пресс-службе министерства, позволят установить эффективный государственный контроль за производством и оборотом табака и никотинсодержащей продукции и снизить объем нелегального рынка, обеспечив тем самым поступление в бюджет в 2023—2025 годах дополнительных доходов.

Сколько нелегальных сигарет в России

Объемы нелегальной табачной продукции в России оценивал Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (АНО «ННЦК»). Согласно имеющимся у РБК данным его исследования (проводилось во втором—третьем кварталах 2022 года), на долю нелегальной продукции сейчас приходится 12,1% российского рынка табака. Больше всего нелегальных сигарет встречается в пограничных регионах— Новгородской и Брянской областях: контрафакт там составляет 43,6 и 32,7% от оборота.

Самая большая доля в нелегальном обороте — это сигареты, незаконно ввезенные из соседних стран Евразийского экономического союза (помимо России в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). На них в 2022 году приходится 7,5% российского рынка табачной продукции, и доля этого контрафакта растет (в 2021 году она составляла 6,7%). Большинство нелегальных сигарет поступает из Белоруссии: на их долю приходится 92% ввезенного в Россию табачного контрафакта из стран ЕАЭС, на втором месте — Армения (с долей 5,7%).

Среди контрафактных пачек чаще всего встречаются сигареты международных производителей: из них 40% — это марки Philip Morris (выпускает сигареты Marlboro, Parliament, Chesterfield, L&M, Bond Street и др). Еще 28% нелегальных пачек — это марки Japan Tobacco International (производит сигареты Winston, LD, Mevius, Camel, Sobranie, Kiss, «Петр I» и др.), 19% — бренды British American Tobacco (среди ее сигарет — Dunhill, Kent, Vogue, Rothmans, Pall Mall, Lucky Strike и «Ява»).

Из-за незаконного оборота табака федеральный бюджет потерял в первом полугодии 2022 года как минимум 38,7 млрд руб., а за весь 2021 год сумма недоплаченных акцизов, по оценкам АНО «ННЦК», составила 75,2 млрд руб.

Анализ действующей системы взимания акцизов на табачные изделия Счетной палатой показал, что из-за роста продаж нелегальной продукции с 2016 года до середины 2021 года федеральный бюджет недосчитался 295,6 млрд руб.

Сейчас законопроект Минфина, по данным директора департамента по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям British American Tobacco в России Олега Барвина, по-прежнему находится на рассмотрении правительства. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.

В случае если закон вступит в силу, это сыграет свою роль в снижении нелегального оборота табака, в особенности благодаря новым инструментам контроля за перемещением сырья и оборудования, допускает Барвин. Но о том, какие доходы это может принести бюджету, судить, по его мнению, сложно: «Объем дополнительных налоговых сборов будет зависеть от скорости принятия законопроекта и его вступления в силу, а также от эффективности использования предложенных в нем мер», — отмечает топ-менеджер.

С учетом неясных сроков принятия закона и сложностей нововведений для отрасли влияние этой меры на поступления в бюджет в 2023 году может быть крайне ограниченным, указывает главный редактор отраслевого агентства «Русский табак» Максим Королев.

Источник: РБК
Просмотры: сегодня: 1, всего: 1919

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность