Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ОБЪЯВЛЕНИЯ        ПОИСК     
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
24.08.2021

За последний год продажи лососевой икры в РФ упали на 20%

Продажи красной икры в рознице за последний год упали в натуральном выражении на 20%, следует из имеющихся у РБК расчетов исследовательской компании GfK, которая отслеживает покупки более 20 тыс. домохозяйств по всей стране. За основу были взяты данные за 12 месяцев — с июля 2020-го по июнь 2021-го — в сравнении с аналогичным периодом предыдущих лет. При этом оценивались продажи не только натуральной красной икры, которую получают из лососевых видов рыб (горбуши, нерки и др.), но и ее имитации — более дешевой продукции, внешне напоминающей икру, но сделанной из морских водорослей.

За последний год россияне покупали в магазинах упакованную красную икру на 7,5% реже, чем годом ранее, подсчитали в GfK. Снижаются только продажи натуральной икры, продажи заменителей красной икры показали небольшой рост (какой, GfK не уточняет), но это увеличение не смогло компенсировать падения в целом по категории. Потребители, как указывают аналитики, в среднем покупают сейчас красную икру раз в пять месяцев по 236 г.

Снизившееся потребление красной икры в этом году зафиксировала также исследовательская компания Ipsos. По ее данным, во втором квартале 2021 года доля тех, кто потребляет красную икру, от всех жителей крупных городов составила 18,5% против 20,4% годом ранее.

Большинство россиян обычно потребляют икру реже одного раза в месяц — во втором квартале 2021 года об этом заявили 74,2% опрошенных, раз в месяц деликатес ели 14% опрошенных, один раз в день и чаще — лишь 0,2%, свидетельствуют данные Ipsos. Для сравнения: в апреле—июне 2020 года это было 70,4, 16,6 и 1,4% соответственно.

Спрос на красную икру упал сейчас «в килограммах в два раза» по сравнению с 2019 годом и первой половиной 2020-го, констатирует Виталий Корнев, президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка и основатель сети рыбных магазинов-кафе «Моремания». По его оценке, в среднем один россиянин потребляет около 100 г икры в год, чаще всего ее покупают жители Москвы и Петербурга, в других регионах потребление падает.

Почему падает спрос на икру

США угрожает новая «Великая инфляция». Что нужно знать инвестору
Россияне реже покупают красную икру из-за выросших цен, объясняют в GfK. За последний год натуральная упакованная красная икра подорожала, по подсчетам аналитиков, больше чем на 40%. В апреле 2021 года 1 кг красной икры стоил в рознице на 30% больше, чем год назад, цены достигли 10-летнего максимума (в среднем 4,7 тыс. руб. за 1 кг). В июне 2021 года, по информации Росстата, 1 кг лососевой икры в рознице стоил в среднем 4,8 тыс. руб. — это на 33% больше, чем в июне 2020 года (тогда цена была 3,6 тыс. руб., что соответствовало уровню июня 2019-го).

Икра, уточняют в GfK, подорожала из-за небольшого улова: в 2020 году на Дальнем Востоке, где добываются основные объемы лососей, вылов был самым маленьким за последние пять лет. Тогда, по информации Росрыболовства, на Дальнем Востоке было выловлено менее 300 тыс. т лососей, что почти на 56% меньше, чем в рекордном 2018 году (вылов лососей из-за особенностей их жизненного цикла сравнивают по четным и нечетным годам). Производство лососевой икры в прошлом году, по данным Росстата, упало почти вдвое: всего 11 тыс. т против 21,6 тыс. т в 2019-м.

В июле этого года руководитель Росрыболовства Илья Шестаков признавал, что из-за низкого улова лососей в 2020 году цена на красную икру «значительно выросла». Остатков прошлогодней красной икры в 2021 году было немного, поэтому она реализуется по высокой цене, пояснял чиновник.

Красная икра — деликатесный продукт, напоминает вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин. Но когда в 2016–2018 годах уловы лососей были рекордные, икры было много, особенно недорогой «ястыковой», которая производится из замороженного сырья, «цены были смешные, народ распробовал» — икру покупали не только на Новый год, как обычно, но и «просто так», вспоминает Фомин.

В то время как цены на красную икру росли, реальные доходы россиян на фоне пандемии снижались. Рыба и морепродукты относятся к наиболее уязвимой группе товаров, от которой потребители в случае сокращения расходов отказываются в первую очередь, указывает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. В 2020 году приоритеты потребителей изменились: покупатели рыбы во всем мире переходили на более дешевую продукцию. В этой ситуации, по словам Зверева, больше всего страдают премиальные морепродукты, к которым как раз относится красная икра.

Снижение доходов потребителей сильно сказывается на спросе на красную икру, согласна директор по развитию сети рыбных супермаркетов «Рыбсеть» Полина Кирова. Она подтверждает: сейчас икру покупают гораздо меньше, потому что доходы не соответствуют стоимости продуктов.

РБК направил запросы федеральным ретейлерам X5 Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), «Магнит», «Лента», «Ашан».

Что будет с ценами на икру в этом году

В этом году ситуация с ценами на икру может исправиться, обещал в июле глава Росрыболовства. По прогнозу Ильи Шестакова, вылов в этом году может составить около 465 тыс. т. К началу августа вылов лососей превысил 318 тыс. т, что в 2,6 раза больше, чем в 2020 году, и был практически на уровне 2019 года.

РБК направил запрос в Росрыболовство. Ранее в ведомстве поясняли РБК, что после начала нового сезона добычи цены стали снижаться, добавляя, что на стоимость красной икры в рознице могут влиять «спекуляции участников рынка на новостной повестке».

На долю икры приходится около 4–4,5% от объема общего вылова лососей и, исходя из прогноза по вылову, в этом году производство икры может составить 17–20 тыс. т, указывает Александр Фомин. По его словам, потребность внутреннего рынка составляет в среднем 15 тыс. т в год. В отличие от остальных видов рыбы, которые Россия в основном экспортирует, 90% лососевой икры потребляется на внутреннем рынке, за рубежом она мало пользуется спросом — ее закупают только страны бывшего СССР и Япония. В предыдущие годы, когда объемы производства доходили до 20–25 тыс. т, «продать икру было некуда, цены падали», рассказывает эксперт. В этом году цена в опте уже снизилась до 3,5 тыс. за 1 кг и к сентябрю может упасть еще.

Вылов в этом году неплохой, на Камчатке лов горбуши уже завершился, сейчас добыча идет на Сахалине, говорит Полина Кирова. Цены на икру нового улова в опте пока устанавливаются, но подорожания в рознице в этом году Кирова не ожидает. По ее словам, сейчас средняя цена на икру на прилавке в Москве составляет 6–8 тыс. руб. за 1 кг.

Официальная статистика снижение цен на лососей в этом году пока не зафиксировала. По данным Росрыболовства, 1 кг горбуши на Дальнем Востоке на 17 августа стоил даже дороже, чем в центральной части России: 180 руб. за 1 кг против 170 руб. соответственно. Для сравнения: в августе прошлого года горбуша на Дальнем Востоке стоила на 28,6% меньше, чем сейчас, — около 140 руб. за 1 кг. Кета за год подорожала у дальневосточных рыбаков на 17,4%, до 270 руб. за 1 кг.

На цену рыбы в рознице влияют пять основных факторов, указывает Герман Зверев. Это, по его словам, размер дельты между отпускной ценой рыбопромышленников и розничной ценой, затраты на транспортировку, курс рубля по отношению к доллару, стоимость товаров-заменителей (например, импортного лосося, который в Россию поставляют Чили и Фарерские острова), а также «ценовая эластичность вылова».

Проанализировав опыт прошлых лет, в ВАРПЭ пришли к выводу, что снижение вылова действует на отпускные цены почти втрое сильнее, чем увеличение вылова. Например, если вылов падает на 2,5%, то цена растет на 1%, а чтобы цена снизилась на 1%, вылов должен увеличиться на 6–7%. Благодаря увеличению вылова в 2021 году цена горбуши, по словам Зверева, может упасть примерно на 40–45 руб., но на цену будут влиять и другие факторы. Например, в этом году заметно выросли расходы на перевозку рыбы с Дальнего Востока: при поставках в Москву логистика в расчете на 1 кг подорожала примерно на 10 руб. Следовательно, положительный ценовой эффект увеличения вылова снижается с 45 до 35 руб., резюмирует Герман Зверев.

Источник: rbc.ru
Просмотры: сегодня: 4, всего: 1510

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность