Экологическая безопасность продукции – обязательное требование времени. И экспорта.
Многочисленные вопросы об экологической безопасности интерьерной продукции из древесины обсуждались 22 ноября на конференции «Конкурентоспособность российской мебели на отечественном и зарубежном рынках», которая проходила в рамках выставки «Мебель-2017» в Экспоцентре в Москве. Конференция была приурочена к вручению премии «ГудВуд-2017».
Почему мебельным компаниям следует уделить внимание своим «зеленым» показателям? Какие проблемы (и как) следует решать отечественным производителям, чтобы выйти на международный рынок? Какие российские компании уже сегодня могут похвастать экологически безопасной продукцией? На эти и другие впросы постарались ответить спикеры конференции.
С презентациями выступающих скоро можно будет ознакомиться на официальном сайте рейтинга «ГудВуд» http://goodwood.fsc.ru/
Андрей Птичников, исполнительный директор FSC России и СНГ (Лесной попечительский совет) презентовал результаты экорейтинга «ГудВуд-2017» и вручил награды самым экологичным компаниям. «За 4 года, что мы проводим рейтинг, ситуация на рынке сильно не изменилась: по-прежнему в магазинах присутствует продукция из запрещенных к рубке пород, а также потенциально небезопасная для здоровья продукция. Однако есть и компании, которые готовы подтвердить свою экологичность. Более того, они успешно ее капитализируют, поскольку российские покупатели уже обращают внимание на подтверждения экологичности, такие как наличие сертификата FSC и других, а также знак победителя экорейтинга «ГудВуд».
Андрей Владимирович отметил, что наметились и позитивные тренды: некоторые компании разработали собственную экологическую политику, участвуют в экологических акциях, сертифицируются по системе экологического менеджмента ИСО 14001. Некоторые используют отходы производства на предприятии (например, как топливо для котельных), а также используют для производства вторичное сырье (например, Эггер, Кроношпан и др.).
Во-первых, даже на крупных предприятиях полностью разрушена система внешнеэкономической деятельности, отметил Нумеров. АМДПР и Российский экспортный центр пытаются восполнить дефицит кадров в мебельной ВЭД, организуя специальные образовательные программы для выпускников Московского государственного университета леса (МГУЛ), международные обмены.
Во-вторых, западные импортеры требуют от отечественных поставщиков продукцию, сертифицированную по массе параметров. Только сейчас российские мебельщики начали полностью осознавать необходимость сертификации. Нумеров призвал не увлекаться сертификацией как процессом ради процесса, а обратить внимание на «серьезные» сертификаты. К таким, безусловно относится сертификат FSC, представленный в России Лесным попечительским советом – составителем рейтинга «ГудВуд». Сертификат FSC – признан мировыми импортерами как свидетельство легальности происхождения древесины, используемой в мебели.
В третьих, отметил Нумеров, у мебельщиков есть определенные сложности административного характера на отечественном рынке: а именно, чрезмерно завышенный норматив по предельно допустимой концентрации (ПДК) формальдегида в древесных плитах и готовой мебели. Причем в России требования даже более жесткие, чем в большинстве стран мира. Для примера, действующий ГОСТ допускает продукцию двух классов эмиссии формальдегида — Е1 (? 8 мг на 100 г сухой плиты) в гражданском строительстве и производстве и Е2 (?30 мг на 100 г сухой плиты). Содержание формальдегида в воздухе допускается не более 0,01 мг/м3. Для примера, в странах ЕС этот показатель составляет 0,124 мг/м3, в Северной Америке — 0,11 мг/м3. Олег Нумеров констатировал, что установленные в России нормы выполнимы лишь на бумаге: даже представители крупных плитных производств, некоторые из которых стали лауреатами премии «ГудВуд-2017», и использующих новейшее зарубежное оборудование, считают установленную в ГОСТе цифру недостижимой и требуют ее пересмотра.
«Нам очень приятно участвовать в проекте «ГудВуд», так как его цели и задачи полностью соответствуют нашим представлениям о том, какие методы стимулирования ответственного и экологического строительства должны развиваться у нас в стране», – отметила Ирина.
Александр Андрианов, исполнительный директор НАУР (Национальное агентство устойчивого развития) рассказал о любопытных и даже экстравагантных тенденциях на рынке. Экологические характеристики становятся все более важны для потребителя, в том числе и российского, а в Европе спрос шагнул дальше: люди покупают домики для ежиков, муравьев или мелких грызунов, которые эстетично впишутся в городское пространство.
Александр Воропаев, руководитель проектов по лесу и торговле WWF России, акцентировал внимание на использовании редких видов древесины в производстве. Не смотря на то, что существуют законодательные запреты на заготовку определенных пород, изделия из них все равно встречаются на нашем рынке. Александр Иванович призвал внимательно изучить «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается», изданный Рослесхозом от 5 декабря 2011 г. N513, а также список СИТЕС и «Красные списки угрожаемых видов» Международного союза охраны природы.