Китайская госкомпания COFCO начала переговоры о
приобретении на юге России терминала по перевалке зерна,
масла и сои мощностью до 10 млн т в год. Сделка может
обойтись ей в сумму до $400 млн, утверждает источник
РБК
О том, что COFCO (China National Cereals, Oils and Foodstuffs
Corporation) начала переговоры о приобретении в России
терминала по перевалке зерна, масла и сои мощностью до 10 млн
т, РБК рассказал генеральный директор Российско-Китайского
инвестиционного фонда регионального развития (ИФРР) Рустам
Темиргалиев. Сейчас китайская госкомпания рассматривает три
варианта — терминалы в порту Тамань, порту Темрюк и
Новороссийске.
COFCO, основанная в 1949 году, входит в список 500 крупнейших
предприятий мира. Аффилированные с ней компании работают в
140 странах мира. Стоимость активов COFCO оценивается в $71,9
млрд. Корпорация осуществляет закупку и торговлю зерновыми
культурами, а также занимается глубокой переработкой
зерна.
ИФРР выступит генеральным партнером в сделке с COFCO.
Китайская сторона, по словам Темиргалиева, также планирует
кредитовать российских сельскохозяйственных производителей в
рамках офтейк-соглашений (соглашения о покупке продукции,
которая должна быть произведена в рамках проекта, что
обеспечивает его финансирование) и предоставлять авансы на
10% на закупку материалов и топлива.
Получить комментарий COFCO в среду не удалось.
Коллективный партнер
О создании Российско-Китайского инвестиционного фонда
регионального развития было объявлено 4 июля 2017 года во
время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.
Основными инвесторами фонда являются крупнейшие
государственные и частные корпорации КНР, под управлением
фонда находится 100 млрд юаней (около $16 млрд). Фонд намерен
инвестировать «в проекты, которые оказывают экономически
значимый эффект на развитие России», говорится на его
сайте.
Приоритетными для фонда являются проекты в области ядерной
энергетики, инфраструктуры, логистики и новых технологий, а
также проекты в рамках инициатив «Один пояс, один путь».
Китайский интерес
«Планируем уже в следующем году выйти на поставку 1,5 млн т
зерна, сои и масла в Китай и стремиться к 10 млн т. Это будет
крупнейший агропромышленный проект», — заявил генеральный
директор ИФРР. По данным источника, знакомого с ходом
переговоров, покупка терминала в России может обойтись
китайской стороне в сумму до $400 млн.
Темиргалиев также сообщил, что в начале июля ожидается приезд
в Россию председателя совета директоров COFCO Джао Шуанглиана
(Zhao Shuang Lian). В свою очередь, Москва, по словам главы
ИФРР, уже запросила у китайских властей специальную квоту
(Tariff rate quota, TRQ) на поставку зерновых культур. «В
настоящий момент существует ограничение на ввоз зерновых
культур в Китай. Поставщик, не обладающий квотой, вынужден
платить пошлину 65%, квотируемое зерно облагается пошлиной
всего в 1%. Россия в отличие от США и даже Украины сегодня не
имеет ни одной квоты на китайском рынке. И у нас есть
уверенность, что в рамках проекта COFCO Россия ее получит», —
пояснил Темиргалиев.
По его мнению, Пекин начал искать способы диверсифицировать
источники поставок зерна и другой сельхозпродукции из-за
обострения отношений с США.
На днях Китай и США провели переговоры по предотвращению
торговой войны, договорившись о «существенном увеличении»
экспорта американской сельскохозяйственной продукции и
энергоносителей. Ранее президент США Дональд Трамп грозился
ввести тарифы на китайские товары (речь идет об импорте на
$150 млрд), а Китай заявлял о готовности ввести ответные
меры. Reuters в среду сообщил о возвращении китайских
компаний на американский рынок сои, к радости местных
фермеров, которые сталкивались с отменой сделок в период
обострения конфликта.
В сентябре прошлого года ТАСС сообщал о желании COFCO
расширить поставки пшеницы из регионов России, со ссылкой на
гендиректора российской «дочки» китайской компании Cofco
Trading Ltd Мали Джуна. «Первая партия пшеницы была закуплена
компанией в России в апреле 2017 года. Сейчас мы хотим вместе
с нашими поставщиками обсудить, как лучше удовлетворить спрос
китайских мельниц, и для этого узнать о производстве и
качестве пшеницы в РФ, чтобы подготовиться к расширению
объема импорта российской пшеницы в Китай», — сказал он. В
марте этого года представители COFCO встречались с занимавшим
на тот момент пост министра сельского хозяйства России
Александром Ткачевым.
Увеличить экспорт
Президент Владимир Путин в новом майском указе «О
национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» поставил задачу
увеличить экспорт продовольствия до $45 млрд в 2024 году (в
2,2 раза по сравнению с 2017 годом). ?
Глава российского Минсельхоза в марте также говорил о
стремлении наращивать экспорт, «учитывая рекордные урожаи
зерновых в последние годы». «В текущем сезоне мы рассчитываем
экспортировать порядка 53 млн т зерна, на сегодняшний день
поставки зерновых выросли на 40% по сравнению с прошлым
сезоном и превысили 38 млн т», — пояснял Ткачев (цитата по
ТАСС).
Китай входит в топ-20 стран — импортеров российского зерна.
По данным Россельхознадзора, в 2017/18 сельхозгоду (начался с
1 июля 2017-го) Россия экспортировала в Китай 1,2 млн т зерна
и продуктов его переработки — это абсолютный рекорд в истории
современной России. Основной объем экспорта в Китай
приходится на соевые бобы (846,2 тыс. т), семена рапса (108,1
тыс. т), пшеницу (41,3 тыс. т), кукурузу (23 тыс. т).
Поставки зерна в Китай разрешены не изо всех регионов России,
и Россельхознадзор постоянно ведет переговоры по расширению
этого перечня.
Директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов
напоминает, что COFCO — сложный переговорщик, переговоры о
поставках продовольствия в Китай могут идти годами. Тем более
если речь идет о поставках из южных портов, в то время как
выданное китайским регулятором разрешение на импорт
российского зерна распространяется только на сибирские и
восточные регионы.
Однако, отмечает эксперт, у COFCO есть амбиции стать одним из
лидеров мирового зернового рынка, а для этого надо активно
торговать черноморским зерном. Компания может быть
заинтересована в приобретении портовой инфраструктуры в
России — черноморские терминалы находятся на радаре у всех
крупных игроков. COFCO сможет использовать приобретенные
портовые мощности прежде всего для международного трейдинга,
полагает Андрей Сизов.