Комитет Госдумы по сельскому хозяйству на заседании в среду
поддержал принятие в первом чтении законопроекта, который
запрещает ритейлерам возвращать непроданный товар
поставщикам, и предупредил, что данный запрет может быть
преодолен.
Законопроект был внесен в Думу группой парламентариев во
главе с Ириной Яровой в январе.
Действующий закон о торговле запрещает сетям навязывать
поставщикам условия о возврате товаров, не проданных по
истечении определенного срока (за исключением случаев, если
возврат таких товаров допускается или предусмотрен
законодательством). Авторы законопроекта предлагают исключить
это требование и вместо него прописать в законе запрет
"заключать договор, содержащий условие о возврате
хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку
продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по
истечении определенного срока".
Авторы документа также отмечают, что в последние годы
усилилась тенденция к росту возвратов отечественным
производителям качественных товаров, не проданных по
истечении определенного срока. Например, в случае с
отдельными хлебопекарными предприятиями в регионах возврат
достигает 50% от объема поставки, по мясной продукции -
30%.
Эта практика причиняет "существенный ущерб"
производителям. В частности, "по самым осторожным
подсчетам", ежегодные потери хлебопекарных предприятий
оцениваются в миллиарды рублей, говорится в пояснительной
записке.
Несмотря на то, что комитет по сельскому хозяйству поддержал
законопроект, в своем заключении он предупредил о том, что
запрет на включение в договор поставки условия о возврате
может быть преодолен. Так, ритейлеры смогут оформлять
фактический возврат нереализованного продовольственного
товара посредством так называемой "обратной
реализации" или "обратной продажи". "При
этом предлагаемый запрет о включении в договор поставки
условия о возврате нереализованного продовольственного товара
формально нарушен не будет", - говорится в заключении
комитета.
Ко второму чтению комитет предлагает предусмотреть запрет на
замену либо возмещение стоимости таких товаров, исключив при
этом распространение таких ограничений на случаи, касающиеся
фальсифицированного, некачественного и опасного
продовольственного товара.