Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
17.04.2018
Какого алкоголя могут лишиться россияне из-за санкций

Госдума намерена рассмотреть вопрос об ответных санкциях по отношению к США и другим странам, поддерживающим антироссийские санкции и разделяющим позицию США по Сирии. Соответствующий законопроект был внесен в Думу в пятницу, 13 апреля, а его первое чтение намечено на середину мая. В качестве одной из мер предложено ввести жесткие ограничения на импорт алкоголя. Чего могут лишиться россияне — в материале портала iz.ru.

Русский тариф

Алкогольные санкции — не новый инструмент большой политики. В 1822 году российский император Александр I ввел санкции против Британской империи, выражавшиеся, в частности, в высоком импортном тарифе на пиво. Английское пиво было в России очень популярным. Как писал в стихотворении «Погребок» А.С. Пушкин: «Там, во льду хранится бутылок гордый строй и портера таится бочонок выписной».

Для многих английских пивоварен российский рынок был основным. И пивовары, оказавшись на грани банкротства, даже писали петиции в парламент с требованием начать переговоры об условиях торговли с царским правительством. Огромное количество английского пива застряло на родине, и пивовары пытались продать его на внутреннем рынке с огромной скидкой, давая, например, такие объявления:

«РУССКИЙ ТАРИФ! По причине неожиданных запретительных мер, принятых русским правительством и затрагивающих различные статьи британского экспорта, пивовары Wilson & Allsop из Бертона-на-Тренте предлагают публике значительное количество густого светлого эля с прекрасным ароматом, невероятно крепкого, сваренного специально для этого рынка, по сниженной цене 2 шиллинга 6 пенсов за галлон, в бочонках по 40 галлонов».

Вскоре был найден другой выход. Выяснилось, что если в плотное пиво, которое варилось специально для России, добавить большое количество хмеля, который использовался как консервант, то оно легко переносило путешествие морем в Индию. Так родился очень популярный ныне «Индийский светлый эль» (India Pale Ale).

Табак и хмель

В понедельник, 16 апреля, в Госдуме РФ рассматривается законопроект об ответных санкциях против США и их союзников, который, в частности, предусматривает запрет на ввоз американских сигарет и алкоголя, а также аналогичной продукции других иностранных государств, поддерживающих санкции США и позицию США по Сирии.

С сигаретами всё просто — сигареты, имеющие американское происхождение (Marlboro, Winston, Camel и т.д.), не завозятся, а производятся на территории РФ на фабриках, принадлежащих компаниям British American Tobacco, Phillip Morris, Japan Tobacco, и продаются на территории РФ. Однако значительную часть стоимости этих сигарет составляет плата за право на использование торговых марок. Эти деньги отправляются в Швейцарию, поскольку именно там зарегистрированы все эти марки, что позволяет легально выводить капиталы из страны. Из США сигареты в РФ не завозят, бизнес прозрачен, и все налоги уплачиваются в РФ.

С алкоголем сложнее — на территории РФ популярны самые разные категории алкогольных напитков, произведенных в США или имеющих американское происхождение, — виски, ром, пиво, вино.

Например, сваренное в РФ пиво Bud или Miller. Как и в случае с сигаретами, бизнес пивоваренных компаний в РФ абсолютно прозрачен и все налоги уплачиваются в стране производства. В Россию завозится небольшое количество т.н. крафтового пива из США, но объем сопоставим с математической погрешностью, и американские пивовары потери этого рынка не заметят. Правда, следует отметить, что подавляющая часть российского крафтового пива варится на американском хмеле сортов Citra, Cascade, Amarillo и т.д. Если депутаты надумают запретить ввоз американского хмеля, то это может серьезно подкосить российское крафтовое пивоварение.

Также не заметят санкций и американские виноделы, в частности, из Калифорнии. Один этот штат является пятым крупнейшим производителем вина в мире, но доля калифорнийских вин на российском рынке не превышает 0,5%.

Крепко настояли

Серьезнее ситуация с американским виски — в общем объеме импорта виски в РФ продукция США составляет около 12%, и это более полумиллиона девятилитровых ящиков. Половину этого объема делает виски Jack Daniel, входящий в десятку самых популярных крепких напитков мира. Но здесь вопрос с правообладателями. Например, теннессийский виски Jack Daniel принадлежит американской компании, а вот самый популярный бурбон Jim Beam и ряд других элитных марок бурбонов — японской компании Suntory, равно как бурбон Wild Turkey — итальянской группе Campari. Вроде бы продукты американские, а владельцы — нет, вдобавок эти страны не поддержали бомбардировку Сирии.

Аналогов в мире американскому виски нет — он производится по особой технологии из кукурузы и выдерживается в новых обожженных бочках, используемых лишь однократно. Привыкший к этому напитку российский потребитель пострадает. Американский виски — визитная карточка тематических ресторанов, и заменить его будет нечем.

Один из самых популярных крепких спиртных напитков мира ром Bacardi (второе место среди глобальных брендов), а также и лидер российского рынка рома, производится американской компанией в Пуэрто-Рико, протекторате США. Половина коктейлей мира делается на основе рома — пострадают бары и их гости.

Крупнейший в мире производитель и экспортер крепких напитков — Великобритания, принявшая участие вместе с США в карательной операции против Сирии. Она производит самый популярный стиль виски, Scotch Whisky, шотландский виски. Кроме того, страна является главным производителем джина в мире.

На сегодняшний день почти половина всего шотландского виски, который присутствует на российском рынке, ввозится в виде балка и разливается внутри страны. Шотландский виски — главный импортный напиток в РФ. Для Британии российский рынок виски весьма важен. Но и для российского потребителя шотландский виски стал привычной составляющей алкогольной корзины.

Также в России весьма популярны ирландские сорта виски, а Bushmills производится в Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Правда, бренд принадлежит мексиканской компании Jose Cuervo.

О третьем члене антисирийской агрессивной коалиции, Франции, и говорить нечего — вина Франции с объемом почти 34 млн л занимают третье место по импорту в РФ. Для коньяка Россия — 13-й экспортный рынок. Не самый важный, но потеря его будет весьма чувствительной для Франции. Кроме того, значительная часть так называемых коньяков в России делается из выдержанных французских виноградных спиртов (бренди).

То есть формально под санкции может попасть это всё — коньяк, французские вина, пуэрто-риканский ром, американский, шотландский и — частично — ирландский виски.

Дьявол в деталях

Предположим, нишу французских вин займет продукция из Латинской Америки, Италии, Германии, Новой Зеландии, ЮАР или Испании (которая и так на первом месте по импорту в РФ). Американский ром заменят на ромы из Доминиканы, Тринидада или других стран Латинской Америки. Но здесь есть нюансы.

Например, США являются крупнейшим поставщиком бочек для выдержки виски и рома во всем мире. 95% всех бочек для выдержки виски в мире (шотландского, ирландского, японского) и почти 100% бочек для производства рома — из США, это бывшие в употреблении бочки из-под бурбона и теннессийского виски. Это значит, что все ромы мира и даже виски из Республики Ирландия (например, Jameson, который выдерживается в бочках из-под бурбона) могут попасть под санкции.

Иными словами, если трактовать предполагаемые санкции максимально широко, то российский потребитель может лишиться почти всего элитного крепкого спиртного и значительной части вина.

От подобных ограничений пострадают прежде всего тысячи российских сотрудников импортирующих компаний и далее — по цепочке (розничная торговля, рестораны, бары), до потребителя и бюджета в виде огромных потерь от импортных пошлин, НДС при торговле и т.д.

Не секрет, что путь от ввоза продукта до полки магазина и винной карты ресторана или бара очень сложен и затратен. Для того чтобы хорошо залистоваться в супермаркете или ресторане, составляются сложнейшие контракты, в которых оговариваются жесткие штрафные санкции за срыв условий поставки.

Предположим, компания-импортер потратила миллионы рублей для того, чтобы «войти в сеть», то есть договориться о месте для своего товара на полке, и не выполнила (из-за санкций) условий поставки — потраченные деньги ей никто не вернет да еще придется оплачивать штраф ритейлеру. С барами и ресторанами ситуация похожая.

Источник: Известия
Регион: Россия
Разделы: Алкогольные напитки   


Вернуться к списку новостей

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность