Страны Евразийского союза пытаются закрепить единые
усредненные значения акцизов на табак и алкоголь к 2022
году
Российские министерства не выработали согласованную позицию
по вопросу гармонизации акцизов на табачную и крепкую
алкогольную продукцию в рамках Евразийского экономического
союза (ЕАЭС). Весной 2017 года страны-участницы обсуждали
предложение установить к 2022 году единые усредненные ставки
с допустимыми уровнями отклонения для каждого государства. Но
российский Минздрав против такой гармонизации: она ограничит
возможность повышения акцизов на алкоголь и сигареты в
перспективе.
Минздрав против гармонизации акцизных ставок в
странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Она, по сути, является ограничением для страны, устанавливая
потолок для роста акцизов. Об этом «Известиям» сообщил
источник в ведомстве. Свою точку зрения министерство
обозначит на совещании в Минэкономразвития 17 августа, на
котором будет обсуждаться консолидированная позиция России.
Через несколько дней, 22 августа, состоится заседание Совета
Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по налоговой
политике в ЕАЭС.
— Данный проект не имеет аналогов на мировом уровне, и
совершенно неясно, почему мы должны быть полигоном для
апробирования новой стратегии. Евросоюз, например, практикует
установление минимальных ставок, при этом никаких ограничений
и запретов повышать акцизы не вводится. Каждая страна сама
решает, каким образом формировать акцизную политику и
защищать население от данной продукции, — пояснила
«Известиям» завотделением профилактики рисков Центрального
НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава
Дарья Халтурина.
Замглавы Минздрава Дмитрий Костенников в 2016 году уже писал
в Минэкономразвития о позиции ведомства по поводу
гармонизации ставок. Он предлагал заменить понятие «общие
индикативные ставки акцизов» на «общие индикативные
минимальные ставки акцизов», настаивал на повышении
усредненной ставки на табак в два раза. Также Минздрав
подчеркивал, что замедление роста ставок акцизов
недопустимо.
Согласно проектам соглашений стран — участниц ЕАЭС, к 2022
году они должны прийти к усредненному значению акцизов. В
случае с табачной продукцией речь идет о €35 за тысячу
сигарет, для крепкого алкоголя — €9 за 1 л безводного
этилового спирта. Каждой стране определяют разрешенный
диапазон отклонений фактических ставок акцизов от
усредненных. Предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями
утверждать и изменять согласованные индикативные ставки и
диапазоны при наличии экономической целесообразности.
По статье 193 Налогового кодекса РФ крепкий алкоголь
облагается акцизом в размере 523 рублей за литр безводного
этилового спирта (€7,4 по курсу ЦБ на 16 августа). Это
значение будет актуально и в 2018–2019 годах. Для табачной
продукции акциз составляет не менее 2123 рублей за тысячу
сигарет (€30 по курсу ЦБ на 16 августа). Такое значение
установлено до середины 2018 года. При этом в Белоруссии
показатель для табачной продукции в четыре раза ниже — около
500 рублей за тысячу штук, а в Казахстане примерно вдвое ниже
— порядка 1,1 тыс. рублей за тысячу штук. С крепкой
алкогольной продукцией аналогичная ситуация. Различие ставок
приводит к существенному отличию розничных цен.
Все государства — члены ЕАЭС высказывают озабоченность тем,
что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию сильно
разнятся внутри союза. Как сообщили в пресс-службе
Евразийской экономической комиссии, при этом возникает угроза
неконтролируемых поставок продукции на территорию «соседей»,
где ставки акцизов выше.
— Один из путей минимизации наполнения рынка нелегальными
подакцизными изделиями, а также создания единого рынка
товаров — сближение ставок акцизов на такие товары, — добавил
сотрудник пресс-службы ЕЭК.
В письме замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва в Минфин
(датировано 2 августа) указано, что «наиболее эффективной
мерой по снижению динамики роста нелегальной продукции на
табачном рынке является гармонизация ставок акцизов между
странами ЕАЭС».
В Минфине вчера не ответили на запрос «Известий» по существу,
сообщив лишь, что позицию российской стороны формирует
Минэкономразвития, хотя это ведомство направляет в ЕЭК
позицию России на основании информации Минфина,
ответственного за формирование налоговой политики.
В пресс-службе Минздрава воздержались от комментариев.