Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ОБЪЯВЛЕНИЯ        ПОИСК     
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
16.09.2016

Справка о ситуации с государственной инвентаризацией лесов России и с открытостью данных ГИЛ

Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) введена в России Лесным кодексом РФ 2006 года. Согласно статье 90 ЛК РФ, целями ГИЛ являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

ГИЛ, основывающаяся на выборочном обследовании лесов инструментальной точности в сочетании с дистанционными методами, в настоящее время существует в большинстве стран мира с развитым лесным хозяйством, и представляет собой сравнительно дешевый способ получения качественной оперативной информации о состоянии лесов обзорного характера. ГИЛ используется главным образом для стратегического планирования управления лесами, включая планирование размещения крупных предприятий и инвестиционных проектов, государственных программ природоохранного и лесохозяйственного назначения, оценки лесных ресурсов, средообразующей и иной полезной роли лесов. В подавляющем большинстве стран с развитой системой ГИЛ эта система организационно отделена от классического планирования лесохозяйственной деятельности (лесоустройства), поскольку цели и методы ГИЛ и лесоустройства принципиально отличаются друг от друга.

В России основные функции по развитию ГИЛ с самого начала были возложены на подведомственное Рослесхозу ФГУП "Рослесинфорг", впоследствии преобразованное в ФГБУ. На совещании 8 ноября 2007 года во ФГУП "Рослесинфорг" было принято решение, впоследствии исполненное, использовать в качестве основы для ГИЛ в России опыт Чехии. Возможно, это было связано с отсутствием языкового барьера: Чехия - единственная зарубежная страна, где ключевой специалист в области ГИЛ свободно владеет русским языком (как выпускник Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии).

При адаптации чешского подхода и программно-аппаратного комплекса ГИЛ к российским условиям были допущены фатальные ошибки, главной из которых стала так называемая "стратификация" лесных насаждений на основе старых материалов лесоустройства (предварительное разделение лесов на пространственные классы - страты, первоначальный сбор полевых данных по которым проводился раздельно). Промежуточные результаты ГИЛ по отдельным субъектам РФ, обнародованные в 2013 и 2014 г.г., свидетельствуют о том, что при адаптации чешского подхода могли быть допущены и другие крупные ошибки, полный перечень которых пока не может быть составлен из-за закрытости проводимых работ.

В дальнейшем в состав ГИЛ были включены еще два компонента, имеющих косвенное отношение к ГИЛ в общепринятом понимании этого термина: оценка лесохозяйственных мероприятий и дистанционный мониторинг лесопользования. Эти работы также проводились ФГУП, затем ФГБУ "Рослесинфорг".

По разным оценкам, на развитие ГИЛ за период с 2007 по 2016 г.г. включительно, было потрачено от 4 до 6,5 млрд. рублей бюджетных средств, не считая косвенных расходов, связанных с вовлечением региональных руководителей и специалистов. Тем не менее, никаких видимых результатов, представляющих ценность с точки зрения определенных Лесным кодексом РФ целей ГИЛ, достичь пока не удалось.

В Публичной декларации целей и задач Федерального агентства лесного хозяйства на 2015 год, утвержденной приказом Рослесхоза от 10.08.2015 № 285, содержался такой пункт: "2.1.1.2. Результаты ГИЛ получены для 26% площади лесов и доступны для заинтересованных сторон по всем регионам, в которых завершена инвентаризация, в том числе - как минимум по одному субъекту Российской Федерации в зоне интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства". Этот пункт до настоящего времени не выполнен: результаты ГИЛ недоступны для заинтересованных сторон ни по 26% площади лесов, ни хотя бы по одному субъекту РФ.

Компонент ГИЛ: определение количественных и качественных характеристик лесов

Определение количественных и качественных характеристик лесов - это основная задача, для которой используется ГИЛ в странах мира с развитым лесным хозяйством; именно этот компонент полностью соответствует целям ГИЛ, определенным Лесным кодексом РФ.

Работа по определению количественных и качественных характеристик лесов в рамках ГИЛ проводится с использованием адаптированного к российским условиям чешского подхода. При адаптации был допущен ряд критических ошибок, приведших к получению ошибочных и недостоверных результатов инвентаризации лесов. Одна из таких ошибок (вышеупомянутая "стратификация") уже в полной мере подтверждена промежуточными результатами ГИЛ - она не позволяет получить достоверные и практически применимые данные о количественных и качественных характеристиках лесов в разрезе субъектов РФ или лесных районов. Кроме того, очень крупные расхождения по ряду параметров между данными ГИЛ и данными государственного учета лесного фонда 2003 года позволяют предположить, что при адаптации чешского подхода могли быть допущены и другие ошибки, касающиеся расчета количественных характеристик лесов.

Промежуточные (не окончательные и не имевшие официального статуса) результаты ГИЛ были обнародованы по 14 субъектам РФ: в 2013 году - по Брянской, Владимирской, Калужской, Ленинградской, Тамбовской, Ярославской областям, Алтайскому краю и Еврейской автономной области, в 2014 году - по Карелии, Липецкой, Новгородской, Орловской, Рязанской и Тульской областям. Анализ этих результатов, неоднократно представлявшийся различными специалистами на многочисленных совещаниях по развитию лесоучетных работ, показал, что они имеют неустранимые дефекты, делающие их непригодными для практического использования в целях, определенных статьей 90 Лесного кодекса РФ:

- несоответствие фактически определенных характеристик страт первоначально выделенным стратам (свидетельствующее о том, что полевые работы в рамках ГИЛ планировались и организовывались на основании радикально устаревших или изначально неверных материалов лесоустройства);

- неучет произошедших в составе лесного фонда изменений (например, промежуточные отчеты по сильно пострадавшим от катастрофических лесных пожаров 2010 года Рязанской и Липецкой областям, обнародованные в 2014 году, вообще никак не отражали последствия этих пожаров и произошедших в лесах изменений);

- резкие границы лесов с разными характеристиками в картографических материалах, соответствующие административным границам или старым границам лесохозяйственных предприятий (лесхозов), свидетельствующие о том, что многие данные о лесах были получены не в рамках ГИЛ, а унаследованы от старого, с истекшим сроком действия, лесоустройства;

- практически полное отсутствие данных о количественных и качественных характеристиках лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (вопреки требованию ст. 90 ЛК РФ, предусматривающей проведение ГИЛ на землях всех категорий).

- значительные не объясненные, и с большой вероятностью являющиеся следствием ошибок, различия в запасах древесины и некоторых других характеристиках между данными последнего полного государственного учета лесного фонда (2003 г.) и промежуточными результатами ГИЛ.

Примечание. Последний пункт (насчет не объясненных и с большой вероятностью ошибочных различий) требует дополнительного исследования с привлечением независимых специалистов из ведущих профильных институтов РАН и отраслевых ВУЗов ко всему комплексу работ от первичного сбора полевых данных до их обработки и подведения итогов). Остальные четыре пункта уже в полной мере подтверждены опубликованными промежуточными результатами ГИЛ.

После 2014 года промежуточные результаты ГИЛ в части определения количественных и качественных характеристик лесов не публиковались. Окончательные результаты ГИЛ до настоящего времени не были опубликованы ни по одному субъекту РФ, лесному району или какой бы то ни было иной территории.

Компонент ГИЛ: оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами

Этот компонент ГИЛ в явном виде противоречит как целям ГИЛ, установленным статьей 90 Лесного кодекса РФ, так и распределению полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти, определенному статьями 81-83 Лесного кодекса РФ.

Согласно статье 90, целью ГИЛ является оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов - то есть то, к каким результатам (эффекту) эти мероприятия приводят, в том числе в сравнении с затраченными на них силами и средствами. Практически значимый результат большинства лесохозяйственных мероприятий (эффективность) можно оценить через значительный период времени, обычно 2-5 лет и более. Однако, в рамках этого компонента ГИЛ оцениваются только мероприятия, проведенные в предшествующем инвентаризации году (п. 7в Порядка проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 6 июня 2011 г. № 207). В подавляющем большинстве случаев это позволяет оценить только соблюдение исполнителями действующего законодательства, но не эффект (результат) мероприятий.

Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ, полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора переданы органам государственной власти субъектов РФ, а согласно постановлению Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394 в действующей редакции, выявление и пресечение нарушений действующего законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов входит в задачи федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Таким образом, фактически этот компонент ГИЛ как минимум в подавляющем большинстве случаев, во-первых, не обеспечивает выполнение целей ГИЛ, установленных Лесным кодексом РФ, и во-вторых, дублирует переданные органам государственной власти полномочия.

На практике этот компонент ГИЛ часто представляет собой так называемое "кошмаренье" бизнеса и исполнителей работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ за счет того, что исполнителями чаще всего оцениваются простые и формальные показатели (например, наличие и качество столбов по углам лесосек и тому подобные, не имеющие отношения к реальной эффективности лесохозяйственных мероприятий).

Фактически этот компонент ГИЛ в существующем виде, с учетом практики его реализации, совершенно бесполезен, а во многих случаях даже вреден для развития лесного хозяйства.

Компонент ГИЛ: дистанционный мониторинг использования лесов

Развитие этого компонента началось за несколько лет до принятия Лесного кодекса РФ 2006 года; он был искусственно включен в состав работ по ГИЛ после передачи части лесных полномочий субъектам РФ, по всей видимости для того, чтобы не утратить контроль за лесопользователями со стороны федеральных органов исполнительной власти.

Результаты этого компонента ГИЛ полностью скрыты от независимых заинтересованных сторон. Согласно пункту 6д Порядка проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 6 июня 2011 г. № 207, в состав работ по этому компоненту ГИЛ входит "анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ". Однако, эти отчеты никогда не публиковались никаким образом.

Об эффективности этого компонента ГИЛ можно судить по следующим фактам.

В интервью РИА "Новости" 7 июня 2016 года руководитель Рослесхоза И.В.Валентик сообщил, что "по данным регионов, сегодня годовой объем незаконной лесозаготовки составляет 1,2 миллиона кубометров, в то время как в 2014 году он составлял 1,3 миллиона". Аналогичные данные об объемах незаконных рубок приводились им и другими руководителями федеральных и региональных органов государственной власти и во многих других выступлениях и публикациях.

При этом большинством независимых экспертов объемы незаконных рубок в России оцениваются в 15-25% от общей заготовки древесины, что соответствует примерно 30-55 миллионам кубометров незаконных (неучтенных) рубок в год. Похожие, хотя и несколько меньшие, оценки масштабов незаконных рубок в сравнительно недавнем прошлом приводились и предыдущими руководителями Рослесхоза: "Нелегальная заготовка составляет от 25 до 30 миллионов кубов, данные неофициальные, но, по нашим оценкам, весьма похожие" (А.И.Савинов, интервью Российской газете, сентябрь 2009 г.); "Объемы незаконных рубок леса в России, по разным оценкам, составляют 15-20 миллионов кубометров в год" (В.Н.Масляков, выступление на Всемирном лесном конгрессе, октябрь 2009 г.). Нет никаких оснований полагать, что за прошедшие несколько лет объемы незаконных рубок в нашей стране принципиально изменились.

Это означает, что основная часть незаконных рубок в нашей стране (90-98%, в зависимости от того, какие оценки реальных их объемов использовать для расчета) не выявляется никакими способами, включая дистанционный мониторинг использования лесов.

Из этого следует, что в настоящее время эффективность этого компонента ГИЛ чрезвычайно низка. Кроме того, как и с предыдущим компонентом, этот компонент хотя бы отчасти противоречит распределению полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти, определенному статьями 81-83 Лесного кодекса РФ.

Выводы и рекомендации

С учетом всего вышеизложенного можно с уверенностью утверждать, что почти десятилетняя работа по созданию в России системы государственной инвентаризации лесов, на которую было потрачено несколько миллиардов рублей бюджетных денег, закончилась полным провалом - создать практически работающую систему, соответствующую определенным Лесным кодексом РФ целям ГИЛ, не удалось.

Поскольку этот провал в значительной степени связан с недостатками в нормативном правовом регулировании ГИЛ (ошибками в методических подходах), которые остаются до настоящего времени не исправленными - представляется очевидным, что продолжение работ без принципиального изменения подходов и в будущем не позволит создать работающую систему и добиться значимых результатов.

В связи с этим представляется необходимым сделать следующее.

1. Не позднее конца 2016 года опубликовать предусмотренные действующим законодательством и Публичной декларацией Рослесхоза результаты ГИЛ:

- результаты ГИЛ в части определения количественных и качественных характеристик лесов по всем регионам, в которых завершена инвентаризация, в том числе как минимум по одному субъекту Российской Федерации в зоне интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства";

- ежегодные отчеты (как минимум за 2015 год) по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ по дистанционному мониторингу использования лесов;

- ежегодные отчеты (как минимум за 2015 год) по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ по оценке мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами.

2. Обратиться с просьбой о проведении в разумный срок (до полугода) независимой оценки опубликованных результатов ГИЛ и о подготовке предложений по исправлению ситуации к ведущим профильным организациям и объединениям, обладающим необходимыми для этого специалистами и квалификацией, включая:

- научный совет по лесу Российской Академии наук;

- Институт космических исследований РАН и Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН;

- Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет, Поволжский государственный технологический университет;

- заинтересованные общественные организации, входящие в число членов общественных советов при Рослесхозе и Минприроды России.

3. До получения независимой оценки и предложений по исправлению ситуации от значимой части перечисленных выше или иних заинтересованных организаций приостановить выполнение всех компонентов ГИЛ, за исключением работ, необходимых для обобщения и опубликования перечисленных в пункте 1 материалов.

4. В случае неисполнения пункта 1, в начале 2017 года обратиться в правоохранительные органы с просьбой о проверке самого факта наличия результатов ГИЛ у Федерального агентства лесного хозяйства, эффективности и результативности расходования выделенных на ГИЛ в 2007-2015 г.г. бюджетных средств.

http://www.lesonline.ru/n/529DE
Источник: Лес Он-Лайн
Просмотры: сегодня: 1, всего: 60

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность