На недавно состоявшемся во Владивостоке Восточном экономическом форуме состоялась презентация одного проекта, который может стать в будущем значимым для судеб республики и якутского народа.
После того, как «Саханефтегаз» был поглощен «ЮКОСом» (а тот, в свою очередь, был проглочен «Роснефтью»), а «Якутгазпром» был куплен дагестанскими братьями МАГОМЕДОВЫМИ и превратился в ЯТЭК, у Якутии остались только принадлежащие «Сахатранснефтегазу» трубы газопровода советских времен, требующие огромных затрат на ремонт и эксплуатацию.
Казалось бы, Республика Саха окончательно оттеснена от нефтегазового бизнеса. А ведь даже в условиях сильного падения цен на нефть, этот бизнес остается прибыльным. Например, у «Роснефти» по итогам первого квартала 2016 года эксплуатационные затраты компании на добычу углеводородов составили 2,1 долларов на баррель нефтяного эквивалента, при текущих колебаниях цен на нефть на уровне 35-45 долларов. nefti-i-gaza-YAkutii Якутия в перспективе станет одним из мировых центров добычи углеводородов. Одно только Оленекское месторождение содержит около 8 миллиардов тонн нефти, в арктическом шельфе Якутии содержится только нефти 1,5 миллиарда тонн, не считая газа и конденсата. И если руководство республики и инициативные местные люди не смогут добиться прямого участия в нефтегазовом бизнесе – будущие поколения им не простят.
В 2008 году якутская компания «Туймада-нефть» купила за 22 миллиона рублей лицензию на Западно-Анабарское месторождение, откуда можно выкачивать ежегодно примерно 12 миллионов тонн нефти, не считая газа, а это – 87,5 баррелей нефти. На 6 сентября 2016 года нефть Brent стоит примерно 47 долларов. Т.е. годовая добыча из этого месторождения может стоить примерно 4 миллиарда долларов по нынешним ценам. Но к моменту запуска и начала перекачки нефти из Западно-Анабарского месторождения цены, скорее всего, поднимутся. 22 миллиона рублей в 2008 году стоили по среднегодовому курсу доллара около 80 тысяч долларов. Как видим, еще в те времена было стремление войти в нефтегазовый бизнес. Западно-Анабарское месторождение расположено на севере Якутии, площадь лицензионного участка – 1654 кв. км. Прогнозные запасы составляют 290 миллионов тонн нефти и 16,3 миллиардов кубометров газа.
С 2012 года лицензией владеет ООО «Анабарнефтегаз» (дочернее предприятие НК «Туймада-нефть»).
Кстати, пример этого Западно-Анабарского лицензионного участка показывает, что у Афанасия МАКСИМОВА был отменный нюх на перспективные бизнес-проекты в нефтегазовой сфере. Поскольку лицензией на Западно-Анабарское месторождение владел «Сунтарнефтегаз», одним из владельцев которого был МАКСИМОВ. Но МАКСИМОВА оттеснили, а потом посадили. А лицензионные участки были распроданы другим. Один из участков все же достался другой якутской компании – «Туймада-нефть». 9935 Если бы Афанасия МАКСИМОВА не посадили, наверное, это сейчас он бы сам презентовал проект на Восточном Экономическом форуме.
Вопрос стратегических инвестиций
Несомненно, ни Республика Саха (Якутия), ни «Туймада-нефть» не способны сами инвестировать в добычу и транспортировку углеводородов из Западно-Анабарского месторождения. Поэтому было оправдано привлечение партнеров из той страны, куда в основном пойдут якутские углеводородные ресурсы – из Китая. Тем более, Россия и Китай становятся стратегическими партнерами, имея общие геополитические задачи противостояния американскому доминированию. Также руководство республика обратилось к крупнейшей российской нефтедобывающей компании – в апреле 2016 года был поставлен вопрос о возможности участия «НК «Роснефть» в качестве стратегического инвестора в проекте освоения Западно-Анабарского месторождения.
Вопрос транспортировки
Добыть нефть – мало, нужно доставить. Для транспортировки есть две схемы: — протянуть трубопровод до магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»; — часть транспортировать танкерами по Северному морскому пути.
Второй вариант позволяет диверсифицировать сбыт – продавать нефть не только в страны Тихоокеанской акватории, но и в Европу. Если в странах Азиатско-Тихоокеанского региона наступит временный экономический спад с падением спроса на нефть, то тогда можно увеличить поставки в Европу. Кроме того, по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» нефть можно доставлять только в Китай, а танкерами – в любые другие страны Тихого океана. Всего можно добывать и транспортировать ежегодно около 12 миллионов тонн нефти. Это, как уже написали, около 4 миллиарда долларов, т.е. 260 миллиардов рублей, что почти на 100 миллиардов больше нынешнего годового госбюджета всей Республики Саха (Якутия).
Переработка нефти
Качать нефть трубопроводом и танкерами – стратегически не очень верный курс. В Алдане планируется построить нефтеперерабатывающий завод. Сырьем послужит добытая на Западно-Анабарском месторождении нефть, которая будет доставляться по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан». Мощность завода – 2 миллиона тонн, основная продукция – битум, автобензин, дизельное, реактивное, судовое топливо, серу и сжиженный газ. Автобензин и солярка – понятно, республике давно пора в массовом количестве производить бензин и дизтопливо для внутреннего потребления. Судовое топливо также востребовано – речные перевозки в Якутии очень долгое время останутся одним из основных каналов перемещения больших масс грузов. А вот битум в больших количествах – это возможность наконец расширить масштабы дорожного строительства, заливая дороги и улицы городов и крупных поселков асфальтом. Привозной битум дорогой и это тормозит массовое строительство асфальтовых дорог. Развитие сети дорог – это развитие республики. Дороги с твердым покрытием позволяют ускорять и расширять транспортировку товаров и услуг, улучшают логистику, развивают экономику.
Мультипликативный эффект
От добычи нефти местной компанией увеличиваются налоговые доходы республики – сейчас компании платят основные налоги по месту юридической регистрации головного офиса. Также находящийся на территории республики НПЗ будет платить много налогов, сборов. Транспортировка битума и других нефтепродуктов в центр Якутии и за пределы республики позволит загрузить Якутскую железную дорогу. А перевозка битума и нефтепродуктов из центра республики в улусы может создать несколько тысяч рабочих мест – в основном водителей битумовозов и бензовозов. Расширение дорожного строительства также создаст новые рабочие места.
Кто против и почему?
Против планов руководства республики в отношении НК «Туймада-нефть» выступают журналисты определенной политической ориентации. Например, обвиняют руководство республики в коррупции, утверждая, что лоббирует интересы частной компании «Туймада-нефть».
Экономические успехи Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и других стран основаны на том, что руководители государств лоббировали и лоббируют интересы своих компаний, включая частных, поскольку если они развиваются – то развивается и страна. На Западе президенты и премьер-министры тоже открыто лоббируют интересы своих национальных частных компаний, лично присутствуют на подписании этими частными компаниями крупных международных соглашений. Это – общераспространенная практика.
Когда и как?
Безусловно, от презентации на Восточном экономическом форуме до реализации планов НК «Туймада-нефть» все еще далеко. Но сам факт того, что проект был одобрен и поддержан Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – обнадеживающее начало.
Очень много инвестиций потребуется: — на освоение Западно-Анабарского месторождения планируется направить 357 миллиардов рублей; — на строительство НПЗ в Алдане – 138 миллиардов рублей. Всего – 495 миллиардов рублей. Полтриллиона.
Сейчас проекты находятся на этапе презентаций, впереди сложный путь согласований, утверждений, многочисленных протоколов, договоров и контрактов. Но дорогу осилят идущие. 14353132521601 В Якутии еще сотни месторождений, которые будут выставляться на конкурсы, аукционы и тендеры в течение предстоящих десятилетий. Бороться хотя бы за часть из них – одна из самых важных общенациональных задач якутского народа.