Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ вновь предложила
перезапустить систему саморегулирования в сфере розничной
торговли, предусмотрев, в частности, создание специального
внутриотраслевого арбитража для решения спорных вопросов, с
этими предложениями выступил начальник управления контроля
социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
"Мы хотим с участниками рынка попытаться перезапустить
процесс саморегулирования в сфере розничной торговли и
попытаться его состоявшийся опыт переосмыслить. Сделать
механизм саморегулирования не имитационным и формальным,
каким он в значительной степени до сих пор находился", -
сказал Нижегородцев на заседании экспертного совета при ФАС
по развитию конкуренции в сфере розничной торговли в
пятницу.
Это не первая попытка запустить саморегулирование на
российском рынке ритейла. В 2010 году был учрежден
Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского
рынка (МЭС). Предполагалось, что этот орган будет изучать
проблемы отрасли, искать пути их решения, вырабатывать
решения по совершенствованию законодательства.
В декабре 2012 года для регулирования отношений сетей и
поставщиков на добровольной основе был подписан кодекс
добросовестных практик (КДП), причем вопрос эффективности и
кодекса, и МЭС ставился под сомнение. Для развития практики
саморегулирования рынка ритейла несколько лет назад было
предложено создать Совет рынка, однако практической
реализации эта идея не получила.
В марте 2017 года Нижегородцев, выступая на заседании
экспертного совета ФАС, поддержал идею создания Совета рынка
ритейла. Тогда он предложил следующую конструкцию Совета:
орган будет состоять из трех палат - палаты производителей,
торговых сетей, а также палаты представителей регулятора и
законодателей.
Ритейлеры и производители могли бы внутри своих собраний и
между собой вырабатывать толкование и применение
законодательства о торговле. Если же к консенсусу участники
рынка прийти не смогли, в этом случае ФАС могла бы применять
к ним меры регулирования. Если же и эти действия не смогли
изменить ситуацию, к вопросу подключались бы уже
законодатели.
КОНЦЕРТ БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
В пятницу Нижегородцев вновь выступил с предложениями о новой
системе саморегулирования ритейла. По его словам, служба
предложила участникам рынка провести критический анализ
сложившихся правил саморегулирования и их воздействия на
практическую сферу. На основе этого анализа можно было бы
сформировать предложения о переосмыслении системы.
К предыдущему опыту саморегулирования начальник управления
отнесся критически. По его словам, эту работу обесценивала
необязательность исполнения решений, которые принимались в
рамках дискуссии между участниками рынка.
"У нас саморегулирование напоминало концерт, когда
выходят люди на сцену, выступают, а сидящие в зале, даже если
они поддерживают этот процесс, могли не поддерживать и не
следовать решениям, которые применялись в рамках этого
концерта. В какой-то момент становилась понятной
бессмысленность всех этих многочасовых историй, которые там
проходили с обсуждением противоречий", - сказал
Нижегородцев.
Поэтому, продолжил он, решения в сфере торговли, которые
принимаются органом саморегулирования, должны стать
обязательными для исполнения всеми участниками рынка.
"Только в этом случае саморегулирование приобретает
какую-то ценность для участников этого
саморегулирования", - подчеркнул глава управления.
"И только в этом случае саморегулирование действительно
будет снижать актуальность разработки все новых и новых
поправок (в законодательство - ред.), и будет убирать
возможности, связанные с манипулированием разных интересов
при прохождении этих документов", - добавил он.
МЯГКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Нижегородцев повторил идею о создании в рамках механизма
саморегулирования ритейла специального органа-палаты, который
включал бы представителей российских регуляторных ведомств,
Госдумы и Совфеда.
"Должен быть сформирован внутри этого саморегулирования
орган или палата, в которой будут собраны регуляторы, включая
депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, экспертов
из аппарата правительства, экспертов из органов, которые
участвуют в выработке правил на этом рынке. То есть
Минэкономразвития может быть, Минпромторг, ФАС", -
указал он.
По его словам, противоречия, которые не удалось решить на
уровне поставщиков и торговых сетей, должны поступать в такую
"палату регуляторов", где может быть предпринята
еще одна попытка от проблемы избавиться - причем без принятия
поправок в законодательство на этом этапе.
"Если это не удается, то тогда, конечно, это все
перетекает в плоскость принятия поправок, но, поскольку эта
дискуссия с участием регуляторов уже фактически состоялась,
то процесс принятия этих поправок будет более быстрым, более
нацеленным и более экспертно обеспеченным, чем в процессе
быстрых решений", - отметил начальник управления.
При этом, добавил Нижегородцев, очень важно предусмотреть в
системе саморегулирования специальный внутриотраслевой
арбитраж, который мог бы разбирать спорные отношения,
возникающие между участниками процесса - например, между
крупной сетью и поставщиком, или между группой поставщиков и
сетей.
"Смысл работы такого внутреннего арбитража заключается в
том, чтобы провести в процессе обсуждения какую-то
экспертизу, которая может быть использована уже органами
власти или судами, если вдруг эти вопросы будут
рассматриваться в виде жалоб, судебных разбирательств или
расследований уже вне процесса саморегулирования", -
указал он.
Арбитраж должен учитывать интересы всех участников процесса
саморегулирования. "Мы также предлагаем, чтобы эти
арбитражные истории могли воспроизвестись в регионах", -
продолжил Нижегородцев, добавив, что подобные решение
отраслевого арбитража в регионах могли бы рассматриваться на
площадке Торгово-промышленной палаты РФ. Служба планирует
обратиться в ТПП с этим предложением.
ЗАКОН НИКТО НЕ ОТМЕНЯЕТ
Запустить механизм саморегулирования пока планируется для
рынка продовольственных товаров. "Пока речь не идет о
том, что мы придумываем глобальную схему для всех рынков. Мы
хотим на этом этапе решить задачу, которая является важной и
актуальной", - указал глава управления.
Организатором дискуссии о саморегулировании в ритейле, по его
словам, может выступить бизнес-школа "Сколково".
Нижегородцев рассказал, что на базе бизнес-школы уже
сформирована рабочая группа и было проведено две встречи по
этой теме. Первая встреча была посвящена обсуждению
проблематики саморегулирования и актуализации задачи введения
саморегулирования.
"Вторая встреча была уже с участием (вице-премьера РФ)
Аркадия Владимировича Дворковича и (главы ФАС) Игоря Юрьевича
Артемьева. Еще раз подтвердили, что этот процесс необходимо
перезапустить и попытаться его построить на обновленных
принципах, чтобы он стал более реальным и оттянул на себя в
значительной степени вот эти противоречия, которые с такой
экспрессией, которая все время выплескивается", - сказал
начальник управления.
В то же время он подчеркнул, что создание работающей системы
саморегулирования отрасли не означает остановки действия
закона о торговле или прекращения обсуждения поправок в
законодательство. "Саморегулирование возникает только
тогда, когда субъект саморегулирования понимает, что
регулирование для него значительно опаснее, чем
саморегулирование", - отметил представитель ФАС.
"Процесс перезапуска саморегулирования не отменяет и не
приостанавливает никакие дискуссии на площадке
Государственной Думы, Совета Федерации или еще где-то,
связанные с обсуждением новых поправок. У нас просто есть
надежда, что, если мы перезапустим этот процесс, на этих
площадках тональность и экспрессивность будет
снижаться", - заключил Нижегородцев.