Россия увеличила импорт соли из Белоруссии и других стран,
доля российской соли на рынке снизилась, сообщили в
ассоциации ?производителей и поставщиков продовольственных
товаров «Руспродсоюз» (сообщение ассоциации с расчетами есть
в распоряжении РБК). Проблема связана с недостатком
железнодорожных вагонов для вывоза соли из регионов, и если
ее не решить, это грозит срывом программ импортозамещения,
предупреждают производители.
С 1 ноября 2016 года правительство запретило ввоз соли из
стран, которые ввели санкции против России (США, стран
Евросоюза, Австралии, Албании, Исландии, Канады,
Лихтенштейна, Норвегии, Украины и Черногории). После введения
контрсанкций российские предприятия резко нарастили объемы
производства пищевой соли. Если по итогам 2014 года доля
отечественной соли на российском рынке составляла 43%, то к
концу 2016 года она увеличилась до 66% — это стало «лучшим
результатом в области импортозамещения среди всех отраслей»,
— отмечают в «Руспродсоюзе».
Но сейчас доля российской соли на рынке снизилась — в этом
году снижение составило 3,9% (с 672,4 тыс. т до 645,9 тыс.
т). На данный момент отечественная соль составляет только 62%
объема рынка. Это ниже минимального порога доктрины
продовольственной безопасности, согласно которой доля
отечественной соли на рынке должна быть не менее 85%.
Одновременно вырос импорт соли из соседних стран, не
находящихся под санкциями, в частности, Белоруссии. Согласно
данным «Руспродсоюза», за 10 месяцев 2017 года Белоруссия
увеличила поставки в Россию технической соли на 46,8% по
сравнению с аналогичным периодом 2016 года — с 594,8 тыс. т
до 873,5 тыс. т. Импорт белорусской пищевой соли увеличился
на 18,9% — с 236 тыс. т до 280,7 тыс. т. Доля Казахстана в
российском импорте соли также выросла — в этом году страна
нарастила экспорт технической соли в Россию на 4,1% (с 125
тыс. т до 130,1 тыс. т), пищевой соли — на 14,3% (с 110,6
тыс. т до 126,4 тыс. т). Лидером по росту объемов поставок
пищевой соли стал Азербайджан — республика увеличила свои
поставки в Россию на 180,8% (с 4,1 тыс. т до 11,5 тыс.
т).
Российские производители способны обеспечить рынок
отечественной солью на 100% и даже направлять ее на экспорт,
уверяет исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий
Востриков, но проблема связана с перевозкой соли
железнодорожным транспортом. В результате возникших проблем с
вагонами соль невозможно вывезти с месторождений Южного,
Уральского и Сибирского федерального округов, и на рынке
стремительно увеличивается доля поставщиков из других стран,
которые не испытывают сложностей с транспортировкой.
«Сегодня на российских производствах скопились рекордные
остатки данного вида продукции, объем которых на предприятиях
отрасли превысил 1 млн т, а поставить на рынок эти объемы
предприятия не могут», — говорит Востриков. Если ситуация с
вагонами не изменится, существуют риски срыва программ
импортозамещения, предупреждает он.
С дефицитом вагонов для перевозки грузов в этом году
столкнулся ряд отраслей промышленности, некоторые регионы уже
обратились за помощью из-за перебоев с доставкой грузов. В
октябре директор крупнейшего производителя технической соли
«Руссоль» Сергей Черненко пожаловался вице-премьеру Аркадию
Дворковичу на нехватку полувагонов для перевозки продукции,
сообщал «Коммерсант». Затем к Дворковичу обратился губернатор
Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко с предупреждением о
проблемах с обеспечением города зерном и риске остановки
производства хлебопекарен. На нехватку вагонов также
пожаловались производители технической соли, щебня и
подсолнечного шрота.