Для доставки зерна в город не хватает
вагонов
Дефицит вагонов, с которым уже столкнулись производители соли
и щебня, может критически сказаться и на снабжении
мукомольных предприятий Санкт-Петербурга. Из-за активного
экспорта зерна вагоны не доходят до местных переработчиков.
По оценке властей города, это грозит дефицитом хлебопекарной
продукции и ростом цен.
О трудностях ряда мукомольных предприятий Санкт-Петербурга,
связанных с поставками вагонов, губернатор Георгий
Полтавченко уведомил вице-премьера Аркадия Дворковича. В
письме (копия есть у “Ъ”) господин Полтавченко отмечает, что
в связи с активным экспортом зерна мукомольные предприятия
города не могут получить вагоны для его транспортировки. Это
создает риски срыва сроков поставок, роста себестоимости
зерна и остановки производства. Между тем важные поставщики
зерна для хлебопекарной отрасли Петербурга (Оренбургская,
Саратовская, Самарская, Новосибирская и Омская области) вошли
в список приоритетных регионов при вывозе зерна на экспорт по
железной дороге, пишет губернатор. Он опасается, что
сложившаяся ситуация критически скажется на снабжении
городских мукомольных производств и может привести к дефициту
хлебопекарной продукции и росту цен. В пресс-службе
губернатора подтвердили “Ъ” отправку письма.
«Сегодня на рынке железнодорожных перевозок работает
“Русагротранс”, который Федеральная антимонопольная служба
считает доминирующим субъектом, и другие участники рынка,
как, например, “Технотранс”. Цены “Русагротранса” регулятор
подвергает мониторингу, остальные операторы пользуются
свободным ценообразованием. Из-за ценового контроля стоимость
предоставления вагонов у “Русагротранса” существенно дешевле,
чем у недоминирующих компаний, поэтому борьба идет именно за
его вагоны»,— рассказывает собеседник “Ъ” в отрасли. В
Санкт-Петербурге, по его словам, долгосрочные договоры с этим
оператором заключили только три компании, остальные работали
по другим схемам и сейчас пытаются занять очередь на вагоны,
но все расписано до зимы. Гендиректор Института конъюнктуры
аграрного рынка Дмитрия Рылько связывает замедление
оборачиваемости вагонов с нехваткой локомотивной тяги и
традиционно низкой скоростью отгрузки зерна с элеваторов в
центре России и Поволжье. По подсчетам «Совэкона», в
июле-сентябре объем железнодорожных перевозок пшеницы в РФ на
экспорт вырос почти в 1,4 раза до 2,36 млн тонн.
По словам собеседника “Ъ”, сложности с поставкой вагонов
возникли у Петербургского мельничного комбината (ПМК) и
Ленинградского комбината хлебопродуктов им. С. М. Кирова
(ЛКХП), которые входят в «Аладушкин Групп» Александра
Аладушкина, а также у ГУП «Продовольственный фонд» (формирует
фонд продовольственного зерна и выпускает муки для нужд
города). В этих компаниях не ответили на запрос “Ъ”. ПМК и
ЛКХП — крупнейшие мукомольные предприятия города и на всем
северо-западе страны, указывает президент Российской гильдии
пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон.
Представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина пояснила,
что вопрос прорабатывается в Минтрансе. Совещание там
состоялось на прошлой неделе, рассказали источники “Ъ”,
знакомые с обсуждением. В Минтрансе уточнили: предлагается
продлить рабочую неделю сотрудников Россельхознадзора,
ответственных за оформление документов на железнодорожные
перевозки зерна, что позволит выполнять отгрузки и по
выходным. Подобная проблема была и в 2011 году, тогда такая
мера привела к росту оборачиваемости вагонов на 15–20%,
добавляет собеседник “Ъ”.
Минтранс также предлагает внести поправки в закон,
устанавливающие штрафы за простой вагонов для
грузоотправителей и на станциях выгрузки. Обсуждается и
необходимость мониторинга цен недоминирующих операторов,
утверждает источник “Ъ”. В администрации Петербурга добавили,
что город также могут включить в перечень приоритетных
направлений для отгрузки зерна и рассматривать заявку на
подачу вагонов в этом направлении в первоочередном порядке.
Впрочем, исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий
Востриков полагает, что проблему необходимо решать выделением
дополнительного количества вагонов и снижением ставок на
железнодорожные перевозки.
На дефицит вагонов ранее жаловались производители соли и
щебня (см. “Ъ” от 12 и 17 октября). В РЖД заявили, что
принимают меры по обеспечению вывоза всего предъявляемого к
перевозке груза, но отметили: право распоряжения вагонами
принадлежит собственникам или операторам. В Минсельхозе, ФАС
и Россельхознадзоре не ответили на запросы “Ъ”. В X5 Retail
Group, ГК «Дикси», Metro Cash & Carry и Auchan заявили,
что не получали от мукомольных предприятий Петербурга
информации о возможных перебоях с поставками продукции.