Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
22.05.2017
Кому выгодна легализация продажи алкоголя в сети

Российские власти всерьез задумались о том, чтобы разрешить продажу алкоголя в интернете, предложив начать с вина и пива. Против этой инициативы выступает Роспотребнадзор — там опасаются, что торговля спиртным в сети сведет на нет усилия в борьбе с пьянством. В то же время в онлайн-«витринах» уже сегодня без проблем можно заказать с доставкой на дом любой алкоголь, включая водку, коньяк, виски. «Лента.ру» разбиралась в ситуации.

Включат в сеть

Минфин предложил начать продавать алкоголь через интернет с «легких» спиртных напитков, таких как вино и пиво. По словам начальника департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексея Сазанова, речь шла только о винах с защищенным географическим указанием и защищенным местом происхождения, то есть (исходя из последних разъяснений Минфина) произведенных в России. Чиновники министерства предлагают в качестве эксперимента разрешить онлайн-продажи пива и вина до 1 июля 2018 года, затем перечень могут расширить, включив в него напитки покрепче.

Онлайн-магазины алкоголя внесут в специальную зону Единой государственной системы контроля производства и оборота алкоголя (ЕГАИС), лицензию таким сайтам будет выдавать Росалкогольрегулирование. Сайты, нелегально торгующие спиртным, смогут блокировать без обращения в суд.

Производители и продавцы алкоголя, естественно, рады такому повороту — появится новый канал сбыта. «Мы приветствуем и полностью поддерживаем решение регулятора, так как вопрос о легализации онлайн-торговли уже долгое время обсуждается участниками отрасли», — сообщил член совета директоров «САН ИнБев» Ораз Дурдыев. По его словам, проводить тестирование на пиве «логично, так как в отличие от крепкой алкогольной продукции, в нем отсутствует контрафактная составляющая». В таком же ключе относительно продажи вина высказался гендиректор группы Inkerman Сергей Лебедев.

Идею легализовать онлайн-продажи алкоголя в целом поддержали и в правительстве, указав лишь на некоторые моменты, которые нужно доработать, сообщали 18 мая «Известия». В отзыве кабмина поясняется, что основанием для выдачи лицензий на розничную продажу алкоголя в сети будет, в том числе, наличие у соискателя складских помещений, а также лицензии на производство, либо закупку, а также хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Организации также обяжут фиксировать свои продажи в системе ЕГАИС.

По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, создание полноценной инфраструктуры для онлайн-торговли алкоголем — вопрос 3-6 месяцев. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) говорят, что ретейлеры уже сейчас технически готовы к этому. «Пока стоимость доставки продуктов достаточно высокая, поэтому, если в корзину заказов войдет алкоголь, то дороговизна доставки будет нивелироваться, — рассказал заместитель исполнительного директора АКОРТ Владимир Ионкин. — Конечно, есть технические шероховатости, связанные с введением нового порядка использования контрольно-кассовой техники. Нельзя также забывать об ограничении продаж алкоголя рядом с детскими и спортивными учреждениями, запрете на продажи спиртного после 23 часов и другие. Но все эти ситуации решаемы».

Любой каприз за ваши деньги

Против продажи алкоголя в интернете выступает Роспотребнадзор. Там опасаются, что в России станут больше пить. «Мы только-только с 2009 года, включив все госмеханизмы, достигли перелома тренда к росту алкоголизации, и этот шаг ухудшит ситуацию», — уверена глава ведомства Анна Попова. В АКОРТ опасения ведомства считают безосновательными, подчеркивая, что онлайн-торговля спиртным сократит теневой сектор.

Отраслевые эксперты и юристы обращают внимание на то, что в России и так дистанционно торгуют алкоголем в обход действующего законодательства. «Схема обхода запрета на торговлю алкогольной продукцией предельно проста — он игнорируется, несмотря на серьезность наказания», — говорит адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев. Штраф для должностных лиц составляет 5-10 тысяч рублей, юрлиц — 50-100 тысяч.

«С 2007 года запретили [продажу алкоголя онлайн], и с тех пор десятки тысяч сайтов торгуют нелегально. Нарушителей пытаются ловить, прокуратура закрывает сотни сайтов, но они все равно продолжают работать», — добавляет глава Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Именно там, по его словам, чаще всего продается нелегальная суррогатная продукция — ром, джин, виски по 300 рублей и прочий неликвид.

Впрочем, есть схемы дистанционной продажи алкоголя, менее рискованные с юридической точки зрения. Одна из них выглядит примерно так. На сайте онлайн-магазина размещается так называемая «витрина», где можно сделать заказ и добавить его в корзину. Выбрать, кстати, можно и крепкий алкоголь. После того, как сотрудники по телефону подтвердили заказ, спиртное покупает курьер за наличные, пробивая в кассе чек. Продажа фиксируется в ЕГАИС, а у магазина есть лицензия на розничную торговлю алкоголем — все легально, не подкопаешься. По прибытии курьера заказчик подписывает с ним договор о доставке и расплачивается за нее наличными.

Покупай российское

По оценкам Дробиза, заказ алкоголя онлайн актуален в России для 10-15 процентов взрослого населения. В основном, по его мнению, это средний класс. «Поэтому на легальных сайтах будет продаваться преимущественно дорогая продукция. Пиво там никто покупать не станет, так же, как и водку по 200 рублей. В мире таким образом в основном реализуется вино. У нас будут покупать вино и крепкий алкоголь, — говорит Дробиз. — Объемы продаж ожидаются небольшие, несколько процентов от алкогольного рынка. Но развитие онлайн-торговли — самый перспективный мировой тренд». По его мнению, важно то, что в сети смогут продавать свои премиальные вина российские виноделы, у которых «нет денег на огромные входные бонусы, чтобы поставить свою продукцию в федеральный ретейл».

Источник в отрасли, пожелавший остаться неназванным, в беседе с «Лентой.ру» предположил, что законопроект о легализации онлайн-торговли алкоголем изначально был направлен на продвижение российских вин, в том числе крымских. Очевидно, что до рассмотрения в Госдуме в документ могут быть внесены существенные изменения, поэтому сложно сказать, сохранится это условие или нет, добавил он.

Управляющий партнер «Николаев и сыновья» (вино и сыры «Лефкадии») Михаил Николаев с энтузиазмом воспринял новость о поддержке чиновниками продажи алкоголя через интернет. По словам предпринимателя, наценка посредников (дистрибьюторов и торговых сетей) составляет от 80 до 110 процентов. «За счет разных скидок она немного ниже, но все равно можно говорить почти о двукратном увеличении стоимости продукции. Поэтому наладить собственную логистику проще, чем платить такие деньги. Кроме того, дистрибьюторы иногда не берут на продажу тот или иной товар по своим внутренним соображениям», — сказал он. Гендиректор группы Inkerman Сергей Лебедев говорит, что наценка ретейлеров достигает 60 процентов. Альтернативный канал сбыта, по его словам, поможет скорректировать ценообразование и сделать вино более доступным. Он считает интернет-магазины идеальной площадкой для дистрибуции этого алкогольного напитка. В Союзе российских пивоваров затруднились оценить воздействие данной меры на рынок пива, хотя саму инициативу легализации онлайн-продаж спиртного одобрили. Там лишь отметили, что 40-процентное падение продаж пенного напитка за последние восемь лет «компенсировать едва ли удастся».

Юристы предупреждают, что новый закон в нынешнем виде может сыграть на руку не потребителям и фермерам, а ретейлерам и «алкохолдингам». Так, управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев обращает внимание на излишние, по его мнению, условия для получения специальной лицензии на продажу алкогольной продукции в интернете. «Чиновники хотят обязать владельцев сайтов по онлайн-продаже алкоголя иметь собственные склады и выдвигают еще ряд условий. А это тупиковый путь, все равно что сайт по заказу номеров в отелях booking.com заставить иметь в собственности недвижимость», — категоричен юрист. По его мнению, речь идет о лоббировании интересов отдельных ретейлеров, наиболее подготовленных к нововведению, через которые и будет осуществляться основной объем продаж.

Источник: Lenta.ru
Регион: Россия
Разделы: Пиво    Вино    Водка    Коньяк    Виски    Джин    Ром    Продукты    Алкогольные напитки    Хранение    Продажа    алкоголь   


Вернуться к списку новостей

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность