Российский рынок кофе вернулся к росту: в натуральном
выражении продажи в 2016 году увеличились на 1,2%. Причина —
в промоакциях производителей и отказе россиян от чая, продажи
которого падают второй год подряд
Продажи кофе в 2016 году выросли на 1,2% в натуральном
выражении, тогда как годом ранее демонстрировали падение на
0,5%. Таковы данные ретейл-аудита компании Nielsen за период
с февраля 2016 года по январь 2017 года.
По оценкам компании, основная доля в структуре продаж
приходится на растворимый кофе — 38,7 и 48,5% в натуральном и
денежном выражении соответственно. Доля натурального кофе
(молотого и в зернах) гораздо меньше — 14,2% в натуральном и
10,5% в денежном выражении. Но зато именно он в 2016 году
демонстрировал рост продаж как в натуральном (плюс 6%), так и
в денежном (плюс 15,8%) выражении. Растворимый кофе за год
вырос в деньгах на 8,9%, а в натуральном выражении даже
снизился на 0,4%.
Улучшение показателей рынка кофе во многом связано с его
большой маркетинговой активностью, считает директор по работе
с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова:
«Этот напиток стал одной из самых промотируемых категорий за
прошедший год», — говорит она.
Выводы исследователей подтвердил и представитель ГК «Дикси».
По его словам, продажи кофе в период проведения промоакций
«действительно заметнее», а покупатели переходят с привычного
растворимого на новые категории кофе — молотый и с пенкой.
Кроме того, на этот напиток переключились часть покупателей,
которые ранее выбирали чай, добавил собеседник РБК.
В отличие от кофе продажи чая падают второй год подряд
сопоставимыми темпами. Так, в 2015 году они снизились на 4,4%
в натуральном выражении, в 2016 году — еще на 4%,
свидетельствуют данные Nielsen. При этом россияне стали
меньше покупать как черный, так и зеленый чай, констатируют
аналитики компании.
Генеральный директор Российской ассоциации производителей чая
и кофе Рамаз Чантурия в целом согласен с оценками Nielsen. В
то же время он отмечает, что падение потребления чая может
быть связано с популярностью не только кофе, но и так
называемых горячих напитков из нечайного сырья, прежде всего
на основе трав.
В целом российский рынок горячих напитков, включающий
категории чая и кофе, продолжил падать в 2016 году, хоть и
меньшими темпами, чем прежде. В натуральном выражении он
снизился на 1,3%. Темпы падения почти вдвое меньше, чем годом
ранее, когда снижение составляло 2,4%.
Еще одной тенденцией 2016 года стало снижение динамики цен
почти в три раза: так, средняя рыночная цена за килограмм
продукции на рынке чая и кофе увеличилась на 8%, тогда как
годом ранее — на 23%. Во многом именно это послужило причиной
уменьшения темпа продаж горячих напитков в денежном выражении
— с 20,1% в 2015 году до 6,7% в 2016 году, считают аналитики
Nielsen.