Ведомства не увидели смысла в подобной системе контроля
для сигарет
Минфин и Минэкономразвития не поддержали идею создания новой
службы — Росалкогольтабакрегулирование и введение ЕГАИС для
табачной отрасли. Заключения ведомств лягут в основу доклада
президенту Владимиру Путину по поводу появления в табачной
отрасли системы контроля производства и оборота. Участники
рынка поддержали министерства, отметив, что сигареты лучше
маркировать метками, как это уже сделано с меховыми
изделиями.
Минфин считает нецелесообразным внедрение ЕГАИС (единая
государственная автоматизированная информационная система
учета объема производства и оборота) в табачной отрасли по
аналогии с алкогольной, где система себя хорошо
зарекомендовала. Ведомство также не видит смысла в создании
новой федеральной службы Росалкогольтабакрегулирование
(РАТР), которая бы контролировала производство и оборот
табачных изделий. Об этом говорится в проекте доклада
президенту Владимиру Путину, копия которого есть в
распоряжении «Известий».
Минфин подготовил проект доклада главе государства по
поручению вице-премьера Александра Хлопонина от 21 февраля.
Курирующий алкогольную отрасль заместитель председателя
правительства предложил президенту Владимиру Путину создать
службу РАТР и внедрить ЕГАИС в табачной отрасли. Владимир
Путин на письменных предложениях вице-премьера поставил
резолюцию «Согласен». Поле этого аппарат правительства
поручил Минфину, Минсельхозу, Минэкономразвития,
Росалкогольрегулированию проработать вопрос о подобных
преобразованиях и представить проект доклада президенту,
ответственным исполнителем поручения был назначен Минфин. 24
марта на совещании у Александра Хлопонина состоится
обсуждение позиции ведомств.
В документе Минфина подчеркивается, что предложение о
применении ЕГАИС к обороту табачной продукции направлено на
достижение исключительно фискальных целей. В ведомстве
уверены, что вопрос выпадающих доходов от проникновения на
российский рынок немаркированной отечественными марками
продукции не решается с помощью ЕГАИС.
— Проблема возникает из-за отсутствия таможенного контроля на
границе Российской Федерации со странами, входящими в
Евразийский экономический союз, — сказано в проекте
доклада.
При отсутствии маркировки такая продукция продается в России
через нелегальные каналы сбыта и цена на нее оказывается
меньше, чем на аналогичную с российскими марками.
— Сведения о такой продукции не попадают в ЕГАИС, а у
потребителей отсутствует стимул заявлять о нелегальных
каналах продаж, — сказано в документе Минфина.
В нем утверждается, что «незаконный розничный оборот
алкогольной продукции оценивается в диапазоне от 20 до 40%
потребления, при этом внедрение ЕГАИС полностью не решило эту
проблему, а только препятствует переводу незаконно
произведенной продукции в легальную розницу».
При этом, отмечает ведомство, единым администратором всех
налоговых доходов бюджетов от акцизов является Федеральная
налоговая служба (ФНС). Функция по выдаче табачных марок
закреплена за ФНС, собираемость акцизов в отношении табачной
продукции превышает 95%. За выдачу алкогольных марок отвечает
Росалкогольрегулирование (кроме импортируемой продукции), и
собираемость акцизов в отрасли по разным оценкам составляет
от 60 до 80%.
— В связи с этим создание Росалкогольтабакрегулирования с
передачей полномочий по выдаче табачных марок
нецелесообразно, поскольку это лишит ФНС действенного
инструмента по обеспечению собираемости «табачных» акцизов, —
отмечено в проекте доклада.
В Минфине уверены, что система маркировки сигарет по аналогии
с меховыми изделиями будет более совершенной, чем учет в
ЕГАИС. Ведь в основе маркировки заложен уникальный цифровой
код товара, а не подлинность физического носителя —
специальной марки, что позволяет прослеживать движение товара
на всех этапах его оборота. Поэтому ведомство настаивает на
реализации подобной системы для табачной отрасли.
Участники табачного рынка соглашаются с аргументацией и
выводами Минфина.
— Для борьбы с контрафактным производством более логичной
представляется система отслеживания производственного
табачного оборудования — в этом случае государство сможет
заняться профилактикой возможных правонарушений, а не борьбой
с их последствиями, — сказал менеджер по нормативному
регулированию и взаимоотношению с органами власти Imperial
Tobacco Александр Александров.
Он отметил, что в большинстве случаев изъятое с незаконного
производства оборудование возвращается в оборот, и
систематизация учета сигаретных машин, безусловно, сделала бы
этот процесс прозрачным и контролируемым.
Директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям
«БАТ Россия» Яна Гуськова сказала, что выбранная в
перспективе система контроля должна учитывать особенности
производства сигарет и не нарушать ее работу.
— Для эффективной борьбы с нелегальной торговлей сигаретами
данная система должна быть внедрена также в других странах —
членах Евразийского экономического союза, — сказала она.
В отзыве Минэкономразвития на проект доклада, который
подписан замминистра Олегом Фомичевым, сказано, что
«внедрение ЕГАИС с высокой степенью вероятности приведет к
сокращению количества хозяйствующих субъектов малого
предпринимательства, уходу табачной продукции из павильонов и
концентрации розничных продаж преимущественно в крупных
торговых сетях». Это повлечет за собой снижение
территориальной доступности табачной продукции для
потребителя, уверены в Минэке. В конечном итоге увеличится
нелегальный рынок табачной продукции, вследствие чего
снизятся поступления акцизов в бюджет, сказано в отзыве
Фомичева.
Как уже сообщали «Известия», необходимость создания
Росалкогольтабакрегулирования вице-премьер Александр Хлопонин
обосновывал потерями бюджета из-за увеличивающегося
нелегального оборота табачных изделий. В письме президенту он
утверждал, что за 2012–2016 годы потери составили 105 млрд
рублей. Вице-премьер также подчеркивал, что внедрить ЕГАИС
будет несложно — учитывая, что сигареты по аналогии с
алкоголем маркируются акцизными и специальными марками, а из
350 тыс. торговых точек 220 тыс. уже подключены к
системе.
В РАР и в аппарате Александра Хлопонина от комментариев
воздержались. В пресс-службах Минфина и Минэкономразвития
также не стали комментировать проект доклада главе
государства.